Тренировочные и соревновательные нагрузки
1.Общие понятия о нагрузке (направленность, «внешние» и «внутренние» показатели нагрузки). 2. Реакция организма на различные по силе воздействия нагрузки. Проблема нагрузок в системе спортивной подготовки как молодых. Так и высококвали-фицированных спортсменов занимает одно их центральных мест, так как именно нагрузки свя-зывают в единое целое средства и методы тренировки, используемые спортсменом, с теми реак-циями организма, которые они вызывают. Под тренировочной и соревновательной нагрузкой обычно понимается прибавочная функциональная активность организма относительно уровня покоя или другого исходного со-стояния, вносимая выполнением упражнения (Л.П.Матвеев). По определению Платонова В.Н.: Нагрузка – это воздействие физ. упражнений на орга-низм спортсмена, вызывающее активную реакцию его функциональных систем. Тренировочная и соревновательная нагрузки являются функцией мышечной работы. Именно мышечная работа содержит в себе тренирующий потенциал, который вызывает со стороны организма соответствующую функциональную перестройку. В теории и практике спорта существует целый ряд классификаций тренировочных на-грузок, авторы которых исходят из моторной специфики видов спота, энергетики и мощности мышечной работы, педагогических задач, решаемых в процессе тренировки, влияния на восста-новительные процессы и эффект последующей работы и других критериев. По своему характеру воздействия нагрузки, применяющиеся в спорте, могут быть подраз-делены на: - тренировочные и соревновательные, специфические и неспецифические; - по величине – на малые, средние, значительные (околопредельные) и большие (предель-ные); - по направленности – на способствующие совершенствованию отдельных физ. качеств; или их компонентов (например, алактатных или лактатных аэробных возможностей, аэробных возможностей), совершенствующие координационную структуру соревновательных движений, компоненты психической подготовленности или тактического мастерства и т.п.; - по координационной сложности – на выполнение в стереотипных условиях, не требую-щих значительной мобилизации координационных способностей, и связанные с выполнением движений высокой координационной сложности; - по психической напряженности – на более напряженные и менее напряженные в зави-симости от требований, предъявляемых к психическим возможностям спортсмена. В спортивной практике выделяют «внешние» и «внутренние» показатели тренировоч-ных и соревновательных нагрузок. «Внешние» показатели нагрузок в наиболее общем виде выражаются через суммарный объем работы и ее интенсивность. Общий объем работы обычно выражается в часах, объем циклической работы в километ-рах, числом тренировочных занятий, числом соревновательных стартов, игр, схваток, комбина-ций, элементов, прыжков, выстрелов и т.д. Раскрыть общие «внешние» показатели можно выделяя ее частные характеристики, на-пример долю средств, направленных нам развитие отдельных физ. качеств, на решение тактиче-ских действий, соотношение общей и специальной физической и технической подготовки и т.д. Другим внешним показателем нагрузки является интенсивность. К таким показателям относятся: темп движений, скорость или мощность их выполнения, время преодоления трениро-вочных отрезков и дистанций, плотность выполнения упражнений в единицу времени, величина отягощений, преодолеваемых в процессе развития силовых качеств и т.п. Но наиболее полно нагрузки характеризуются «внутренними» показателями, т.е. Реак-циями организма на выполняемую работу. Здесь наряду с показателями несущими информацию о срочном тренировочном эффекте нагрузки, проявляющему в изменении состояния функцио-нальных систем непосредственно во время работы и сразу по ее окончании могут использо-ваться данные о характере и продолжительности периода восстановления. «Внешние» и «внутренние» показатели нагрузки взаимосвязаны между собой: увеличение объема и интенсивности работы приводит к увеличению сдвигов в функциональном состоянии организма, к развитию и углублению процессов утомления. Однако эта взаимосвязь проявляется лишь в определенных пределах. Например. При одном и том же суммарном объеме работы, при одной и той же интенсив-ности влияние нагрузки на организм спортсмена может быть принципиально различным. Так, выполнение одной и той же работы в разных функциональных состояниях приводит к различным реакциям со стороны отдельных систем организма. - Одна и та же по объему и интенсивности работа вызывает различную реакцию у спорт-сменов разной квалификации. - Предметная (большая) нагрузка вызывает у них различную внутреннюю реакцию: у спортсменов высокого класса при более выраженной реакции на предельную нагрузку, восста-новительные процессы протекают интенсивнее. При больших (предельных) нагрузках у тренированного человека МПК может повышать-ся до 6 литров в минуту, у нетренированного – не превышает 3л/мин.; сердечный выброс может достигать 44-47 л/мин., систолический объем 200-220мл, тогда как у нетренированных макси-мальное значение не превышает 20л/мин. и 140-145мл. У тренированных по сравнению с нетре-нированными проявляется значительно более выраженная реакция симпатоадреналовой систе-мы. Все это обеспечивает адаптированному к физическим нагрузкам человеку большую работо-способность, проявляющуюся в большей продолжительности и напряженности работы. Стандартные (умеренные) нагрузки и предельные нагрузки вызывают неодинаковые по величине и характеру реакции на различных этапах тренировочного макроцикла. В начале подготовительного периода реакция выражена в большей мере, в конце подготовительного и в соревновательном – меньшая. Прирост специальной тренированности приводит к значительной экономизации функций при выполнении стандартной работы. Большие нагрузки, наоборот, связаны с более выраженными реакциями по мере роста тренированности спортсмена. НАПРИМЕР у пловцов высокой квалификации проплывание соревновательной дистан-ции 100м с предельной скоростью в подготовительном периоде отличается менее выраженная реакция по сравнению с показателями, зафиксированными в соревновательном периоде. В то же время проплывание 100м со стандартной скоростью по мере роста тренированности вызывает менее выраженную реакцию. Все нагрузки по величине воздействия на организм спортсмена могут быть условно раз-делены на развивающие, поддерживающие (стабилизирующие) и восстановительные. Однако четких границ между этими показателями не существует, т.к. направленность воздействия на организм во многом зависит от уровня подготовленности и состояния спортсмена. Как правило, к развивающим нагрузкам следует относить большие и значительные на-грузки, которые вызывают высокие изменения в функционировании систем организма и вызы-вают значительный уровень утомления. Такие нагрузки по интегральному воздействию могут быть выражены через 100% и 80% от max. Восстановительный период после них – 48-96 час. и 24-48 час. К поддерживающим (стабилизирующим) нагрузкам следует отнести средние нагрузки, воздействующие на организм на 50-60% по отношению к большим и требующие восстановления наиболее утомленных систем от 12 до 24 час. К восстановительным нагрузкам следует отнести малые нагрузки на организм спорт-смена на уровне 25-30% по отношению к большим нагрузкам и требующие восстановления не более 6 час. Большинство нагрузок обладают комплексным, сопряженным воздействием. Поэтому выбор нагрузки должен быть обоснован наиболее существенных признаков эффективности тре-нировочных нагрузок можно отнести (М.А.Годик, 1980): 1. Специализированность, т.е. меру сходства с соревновательным упражнением. 2. Напряженность, которая проявляется в преимущественном воздействии на то или иное двигательное качество, при том или ином механизме энергообеспечения. 3. Величину как количественную меру воздействия упражнений на организм спортсмена (вспомнить 5 признаков).
-
Теория и методика Физической культуры
-
Построения процесса спортивной подготовки
-
Построения процесса спортивной подготовки часть 3 (Этапы многолетней спортивной подготовки)
-
Принципы физического воспитания часть 1 (Общеметодические принципы)
-
Принципы физического воспитания часть 2 (Специфические принципы физического воспитания)
-
Технологии обучения двигательным действиям. Когнитивное обучение в области физической культуры и спорта.
-
Технологии обучения двигательным действиям. Основные понятия и определения
-
Технологии обучения мостик от теории к практике
-
Технологическая система обучения двигательным действиям
-
Тренировочные и соревновательные нагрузки
-
Современная классификация тренировочных и соревновательных нагрузок
-
Общеразвивающие упражнения как средство воспитания физических качеств
-
Химизм и энергетика мышечного сокращения
-
Фосфагенная энергетическая система
-
Гликолитическая энергетическая система
-
Кислородная или окислительная энергетическая система
-
Медленные и быстрые двигательные единицы
-
Медленные и быстрые мотонейроны.
-
Медленные и быстрые мышечные волокна
-
Основные стороны спортивной тренировки и структура подготовленности спортсменов
-
Техническая подготовленность и факторы ее определяющие: эффективность, стабильность, вариативность, индивидуальность, экономичность, мин
-
Тактическая подготовленность
-
Психическая подготовленность
-
Физическая подготовленность
-
Интегральная подготовленность
-
Задачи спортивной тренировки
-
Средства спортивной тренировки
-
Особенности соревновательной деятельности в большом теннисе
-
Методы развития быстроты простой реакции
-
Соревновательный период в подготовке футболистов
-