Психическая подготовленность
В структуре психической подготовленности спортсменов следует выделить две относительно самостоятельные и в то же время взаимосвязанные стороны: Волевую и специальную психическую подготовленность. Воля – как активная сторона сознания человека, которая в единстве с разумом и чувством регулирует его поведение и деятельность в затрудненных условиях, имеет три структурных компонента: познавательный – поиск правильных решений, эмоциональный – самоубеждение, в первую очередь, на основе моральных мотивов деятельности и исполнительный – регулирование фактического выполнения решений посредством сознательного самопринуждения (А.Ц. Пуни 1984). В структуре волевой подготовленности выделяются такие качества как: целеустремленность (ясное видение перспективной цели), решительность и смелость (склонность к разумному риску в сочетании со своевременностью и обдуманностью решений), настойчивость и упорство (способность к мобилизации функциональных резервов, активность в достижении целей и преодолении препятствий (сбивающих факторов); выдержка и самообладание (ясность ума, способность управлять своими эмоциями, мыслями), самостоятельность и инициативность (собственный почин и новаторство). Волевое действие по своей структуре распадается на принятие решения и его реализацию. Принятое решение реализуется в различных условиях, начиная от таких, в которых достаточно принять решение (а действие после этого осуществляется как бы само собой) и, заканчивая таким, в которых реализации принятых волевых решений препятствует сильное противодействие. При этом возникает необходимость в специальных условиях для его преодоления и осуществления намеченной цели. Именно эти последние ситуации характерны для тренировочной и соревновательной деятельности. Специфика различных видов спорта накладывает существенный отпечаток на требования к волевым качествам и особенности проявления их в соревновательной деятельности. А.И.Пуни установил, что у представителей каждого вида спорта имеются свои волевые качества (их проявления специфичны) ближайшие к ним и их подкрепляющие и объединяющие всю структуру качества – целеустремленность. В структуре специальной психической подготовленности спортсмена следует выделить: - устойчивость спортсмена к стрессовым ситуациям тренировочной и особенно соревновательной деятельности; - степень совершенства кинестетических и визуальных восприятий различных параметров двигательных действий и окружающей среды; - способность к психической регуляции движений, обеспечению эффективной мышечной координации; - способность воспринимать, организовывать и перерабатывать информацию в условиях дефицита времени; - совершенство пространственно временной антиципации как фактора, повышающего эффективность технико-тактических действий спортсмена; - способность к формированию в структурах головного мозга опережающих реакций; программ, предшествующих реальному действию, необходимость которого диктуется требованиями эффективной соревновательной борьбы.
-
Теория и методика Физической культуры
-
Построения процесса спортивной подготовки
-
Построения процесса спортивной подготовки часть 3 (Этапы многолетней спортивной подготовки)
-
Принципы физического воспитания часть 1 (Общеметодические принципы)
-
Принципы физического воспитания часть 2 (Специфические принципы физического воспитания)
-
Технологии обучения двигательным действиям. Когнитивное обучение в области физической культуры и спорта.
-
Технологии обучения двигательным действиям. Основные понятия и определения
-
Технологии обучения мостик от теории к практике
-
Технологическая система обучения двигательным действиям
-
Тренировочные и соревновательные нагрузки
-
Современная классификация тренировочных и соревновательных нагрузок
-
Общеразвивающие упражнения как средство воспитания физических качеств
-
Химизм и энергетика мышечного сокращения
-
Фосфагенная энергетическая система
-
Гликолитическая энергетическая система
-
Кислородная или окислительная энергетическая система
-
Медленные и быстрые двигательные единицы
-
Медленные и быстрые мотонейроны.
-
Медленные и быстрые мышечные волокна
-
Основные стороны спортивной тренировки и структура подготовленности спортсменов
-
Техническая подготовленность и факторы ее определяющие: эффективность, стабильность, вариативность, индивидуальность, экономичность, мин
-
Тактическая подготовленность
-
Психическая подготовленность
-
Физическая подготовленность
-
Интегральная подготовленность
-
Задачи спортивной тренировки
-
Средства спортивной тренировки
-
Особенности соревновательной деятельности в большом теннисе
-
Методы развития быстроты простой реакции
-
Соревновательный период в подготовке футболистов
-