Принципы физического воспитания часть 2 (Специфические принципы физического воспитания)
1. Принцип систематичности (непрерывности) процесса ФВ Предполагает непрерывность процесса ФВ и оптимального чередования нагрузок с отдыхом. Необходимость относительной непрерывности тренировочных воздействий обусловлена: 1) закономерностями адаптации к физическим нагрузкам (кумулятивный тренировочный эффект); 2) дидактическими соображениями, связанными с необходимостью повторного упражнения для «заучивания», формирования двигательного динамического стереотипа. Достаточно 3 раза в неделю. Для детей младшего школьного возраста приемлемы более частые, но короткие занятия. Этот принцип предполагает также последовательность и взаимосвязь занятий, а так же нагрузок в занятии и в цикле.
2. Принципы системного чередования нагрузок и отдыха Системное чередование нагрузок и отдыха является важным положением, от которого зависит суммарный эффект (кумулятивный). Умело оперируя различными вариантами отдыха между занятиями, а также величиной и характером нагрузок можно добиться максимального эффекта при достаточно частом проведении занятий с достаточно большой напряженностью. Различают ординарный (полный) отдых, обеспечивающий восстановление работоспособности к началу следующего занятия (задания), жесткий (неполный) отдых – предусматривает выполнение нагрузки на фоне более или менее значительного не довосстановления работоспособности занимающихся и суперкомпенсационный отдых – обеспечивает повышенную работоспособность, наступающую при определенных условиях в силу некоторых закономерностей протекания восстановительных процессов, что позволяет на очередном занятии выполнить более значительную по объему и интенсивности нагрузку. Учитывая гетерохронность восстановления отдельных сторон так варьировать средствами, чтобы не было ни каких отрицательных последствий, а достигался бы положительный эффект. Напомню, что для контроля величины физической нагрузки, следует учитывать следующие компоненты:
1) продолжительность упражнения (длина отрезка);
2) интенсивность упражнения (скорость передвижения);
3) продолжительность интервалов отдыха между упражнениями;
4) характер отдыха (другие виды деятельности);
5) число повторений упражнения (для циклических упражнений);
6) координационная сложность упражнения (для спортивных игр); 7) количество игроков (для спортивных игр);
8) размер площадки (для спортивных игр).
3. Принцип динамичности или постепенного повышения требования (постепенного наращивания развивающе-тренирующих воздействий – ТМФВ) Данный принцип предполагает необходимость систематического повышения требований к проявлению у занимающихся двигательных и психических функций за счет повышения сложность заданий и увеличения нагрузок. Развитие физических качеств возможно лишь при условии повышения требования к функциональной деятельности организма человека. В основе развития тех или иных физ. качеств лежат специфические адаптационные перестройки органов и систем организма в ответ на воздействие нагрузок, превышающих те, к которым организм приспособился. Поэтому каждый последующий шаг в увеличении нагрузки (объема или интенсивности) должен быть оптимальным. Следует учитывать и тот факт, что функциональная перестройка, в организме наступает быстрее, нежели морфологическая. Что касается технического совершенствования или формирования двигательного навыка в процессе обучения, то характерно постепенное изменение деталей технического приема и изменение техники движений в связи с ростом физ. возможностей занимающихся (силы, быстроты, гибкости и т.д.). 4. Принцип адаптированного сбалансирования динамики нагрузок Разработаны три основных положения, в соответствии с которыми определены типичные формы динамики суммарной нагрузки в рамках этапов ФВ. 1. Суммарная нагрузки должна быть такой, чтобы не вызывала негативных состояний и ухудшения состояния здоровья. С этой целью необходима реализация этапного, текущего и оперативного контроля. 2. По мере адаптации необходимо ввести очередное увеличение суммарной нагрузки.
3. Использование суммарных нагрузок предполагает на отдельных этапах ФВ в системе занятий ее: или временное снижение, или стабилизацию, или временное увеличение. Можно выделить две формы динамики повышения суммарной нагрузки: ступенчато повышающуюся, волнообразно-восходящую и возможна третья форма – линейно-повышающаяся, но на небольшом временном промежутке. 5. Принцип циклического построения занятий Процесс ФВ предполагает повторение целей и задач на каждом этапе циклов. Различают три вида циклов: микроцикл – приравниваются к недели - двум неделям; мезоцикл (месячно), включают в себя от 2-х до 6-ти микроциклов, в которых меняются содержание, порядок чередования и соотношение средств; и макроциклы (годичные). Это позволяет специалистам ставить задачи и решать их в учетом и в рамках завершенных циклов. 6. Принцип возрастной адекватности направлений ФВ Этот принцип обязывает последовательно изменять направленность ФВ в соответствии с возрастными этапами и стадиями человека, т.е. в соответствии со сменяющимися периодами онтогенеза и особенно периодами возрастного физ.развития организма (дошкольный, младший, средний, старший возраст). При построении дошкольного и школьного ФВ необходимо учитывать наиболее благоприятные (чувствительные) (сенситивные) периоды (временные зоны) для развития тех или иных физ.качеств. Изложенные принципы отражают различные закономерности и стороны целостного процесса ФВ. Ни составляют единство принципиальных методических положений взаимно обусловленных и дополняющих друг друга. Существуют другие версии интерпретации понятий принципов. Рекомендуемая литература: Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ под ред. Ю.Д.Железняка. – М.: Издат. центр «Академия», 2002. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. – М.: Издат. центр «Академия», 2000
-
Теория и методика Физической культуры
-
Построения процесса спортивной подготовки
-
Построения процесса спортивной подготовки часть 3 (Этапы многолетней спортивной подготовки)
-
Принципы физического воспитания часть 1 (Общеметодические принципы)
-
Принципы физического воспитания часть 2 (Специфические принципы физического воспитания)
-
Технологии обучения двигательным действиям. Когнитивное обучение в области физической культуры и спорта.
-
Технологии обучения двигательным действиям. Основные понятия и определения
-
Технологии обучения мостик от теории к практике
-
Технологическая система обучения двигательным действиям
-
Тренировочные и соревновательные нагрузки
-
Современная классификация тренировочных и соревновательных нагрузок
-
Общеразвивающие упражнения как средство воспитания физических качеств
-
Химизм и энергетика мышечного сокращения
-
Фосфагенная энергетическая система
-
Гликолитическая энергетическая система
-
Кислородная или окислительная энергетическая система
-
Медленные и быстрые двигательные единицы
-
Медленные и быстрые мотонейроны.
-
Медленные и быстрые мышечные волокна
-
Основные стороны спортивной тренировки и структура подготовленности спортсменов
-
Техническая подготовленность и факторы ее определяющие: эффективность, стабильность, вариативность, индивидуальность, экономичность, мин
-
Тактическая подготовленность
-
Психическая подготовленность
-
Физическая подготовленность
-
Интегральная подготовленность
-
Задачи спортивной тренировки
-
Средства спортивной тренировки
-
Особенности соревновательной деятельности в большом теннисе
-
Методы развития быстроты простой реакции
-
Соревновательный период в подготовке футболистов
-