Особенности соревновательной деятельности в большом теннисе
Эффективность управления спортивной тренировкой во многом зависит от точных представлений о структуре соревновательной деятельности. Изучением закономерностей соревновательной деятельности, ее структуры и особенностей занимались Матвеев Л.П., Платонов В.П., Шустин Б.П. В различных видах спортивных игр к вопросу изучения количественных характеристик соревновательной деятельности, ее оценки обращались многие авторы: в футболе - Гаджиев Г.М., в гандболе - Игнатьева В.Я., Портнов Ю.М., в волейболе - Беляев А.В., в настольном теннисе - Барчукова Г.В. Особый интерес вызывают характеристики соревновательной деятельности в индивидуальных видах спорта и, прежде всего, в теннисе. Этот вид спорта имеет наибольшую степень схожести по технике, тактике, особенностям соревновательной деятельности с теннисом. Соревновательная деятельность в теннисе, также как и в теннисе, имеет ряд специфических особенностей, знание которых необходимо для рационального планирования подготовки игроков, в частности подбора таких средств тренировки, которые были бы адекватны соревновательным нагрузкам. Так в одной из своих работ Белиц-Гейман С.П. рассматривает вопросы анализа и оценки соревновательной деятельности теннисиста. Он считает, что результаты подготовки должны регулярно проверяться по главным модельным характеристикам соревновательной деятельности. «Значения таких характеристик - это своего рода педагогические ориентиры и рычаги педагогического воздействия на спортсмена». В качестве модельных, по мнению автора целесообразно избрать в первую очередь те характеристики, которые оказывают решающее влияние на исход соревновательной борьбы, показывают меру соответствия соревновательной деятельности передовым тенденциям ее развития и могут объективно, точно оцениваться, причем как в отношении соревновательной деятельности в целом, так и по каждому виду используемых действий. Изучением характеристик игры занимались в разное время Скородумова А.П.; Наумко А.И., Зак А.Л., Жихарева О.И.; Белиц-Гейман С.П.; Шмагина М.И. В работах этих авторов определены такие показатели как: количество ударов в матче, длительность геймов и сетов, длительность пауз отдыха, длина отрезков, пробегаемых в матче, процент использования различных ударов, темп игры и др. Выделены также три основных вида интервалов отдыха: на смену направления подачи (первый, второй квадрат), на переход подачи от одного игрока к другому и на смену сторон площадки через два гейма. Все паузы нестабильны по времени. Зная, что эффект от выполнения той или иной нагрузки во многом зависит от чередования фаз работы и отдыха, продолжительности интервалов отдыха, характера отдыха, необходимо при отборе средств воспитания скоростно-силовых качеств учитывать соответствующие данные, характерные для соревновательной деятельности. При этом, как указывают некоторые авторы, очень важно добиваться соответствия тренировочных средств основному спортивному упражнению. В качестве критериев сходства берутся следующие показатели: амплитуда и направленность движений, акцентируемый участок рабочей амплитуды, максимум усилия и время его проявления, режим работы. Игнатьева В.Я. предлагает широко использовать подводящие игры, так как они содержат элементы игры в гандбол. Основными критериями здесь считается адекватность нагрузки соревновательной работе, т.е. работа при ЧСС = 160 уд/мин, отдыхе 20 с. и уровне 88-89 % от МПК. В баскетболе Корягин В.М. предложил следующую систематизацию упражнений но направленности: 1) упражнения аэробной направленности при ЧСС не выше 150 уд/мин; 2) упражнений аэробно-анаэробной направленности при ЧСС не выше 190 уд/мин; 3) упражнений анаэробной направленности. Этот же автор показывает, что характер распределения средств и их объемы значительно отличаются от условий применения аналогичных средств в циклических видах спорта. Это утверждение еще раз напоминает о необходимости тщательно изучать специфику избранного вида спорта и планировать тренировку, опираясь на значения этих специфических особенностей. Беляев А.В. по характеру ответных физиологических реакций разделил специальные упражнения волейболистов на следующие группы: а) упражнения преимущественно аэробной направленности; интенсивность выполнения - умеренная; ЧСС не выше 150 уд/мин, при продолжительности упражнений от 10 мин и более; б) упражнения анаэробно-алактатной направленности, выполняются с максимальной интенсивностью, паузы отдыха между упражнениями - 1,5-2 мин; продолжительность выполнения упражнений - от 10 до 30 с.; в) упражнения аэробно-анаэробной направленности; с высокой интенсивностью перемещений; ЧСС до 190 уд/мин; г) упражнения анаэробно-гликолитической направленности; интенсивность - близкая к максимальной; продолжительность выполнения упражнения до 3-4 мин, паузы отдыха между упражнениями - 3-4 мин. При изучении соревновательной деятельности теннисистов Голенко В.А. получил интересные данные, касающиеся длительности розыгрыша очков и количества ударов в розыгрыше у игроков высокой квалификации. Анализ экспериментальных материалов позволил ему предположить, что розыгрыш очков с максимальной интенсивностью следует классифицировать по временным периодам следующим образом: - от 3 с. до 10 с. - задействован анаэробно-алактатный механизм ресинтеза АТФ; - от 10 с. до 15 с. - алактатно-лактатный с преимуществом алактатного механизма; - от 15 с. до 20 с. - смешанный алактатно-лактатный механизм с преимуществом лактатного; - более 20 с. - лактатный. Он не предлагает определенные показатели ЧСС для каждого режима работы, а отмечает, что ЧСС на уровне 180 уд/мин и выше бывает при розыгрыше очков длительностью до 5 сек, темп которых соответствует 26 уд/мин и более. В тоже время подобные показатели ЧСС могут быть получены при розыгрыше очков длительностью более 15 сек. в темпе 20-24 уд/мин при значительных перемещениях теннисистов по площадке. В двух опубликованных работах Жбанкова О.В. подчеркивается, что для повышения мастерства теннисистов необходимо повышение уровня их скоростно-силовой подготовленности. Предложено пять тестов для контроля этого вида подготовленности и графическое изображение результатов тестирования. Конкретные рекомендации по методике совершенствования этого вида подготовки в публикациях отсутствуют. Разработка современной системы подготовки теннисистов успешно осуществлялась отечественными специалистами. Вопросам технической, тактической, психологической подготовки теннисистов посвящены специальные разделы в книгах, выпущенных в 70-90 годах прошлого века. В это же время были выпущены программные материалы и методические рекомендации по подготовке теннисистов. Ряд пособий раскрывающих вопросы, связанные с подготовкой юных теннисистов, где основной упор сделан на описание техники и тактики. В процессе литературного поиска удалось найти всего две диссертации, защищенных на материале тенниса. Одна посвящена обучению технике нападающего удара, другая связана с изучением влияния лабильности нервной системы на скорость вылета мячика при ударах . Важные положения современной системы подготовки теннисистов изложены в научных работах, опубликованных в последние годы. Ряд интересных статей, основанных на инструментальных исследованиях, опубликованы в журнале «Теория и практика физической культуры». В одной из них рассматриваются вопросы коррекции тренировочного процесса на основе оценки функционального состояния теннисистов. В другой предлагается система тестов для оценки перспективных возможностей спортсменов. Есть также статьи, посвященные оперативной оценке техники [ и эффективности действий теннисистов. Вопросам изучения скоростно-силовой подготовки теннисистов посвящено крайне малое количество работ. Всего лишь две статьи Жбанкова О.В. имеют отношение к скоростно-силовой подготовке теннисистов .
-
Теория и методика Физической культуры
-
Построения процесса спортивной подготовки
-
Построения процесса спортивной подготовки часть 3 (Этапы многолетней спортивной подготовки)
-
Принципы физического воспитания часть 1 (Общеметодические принципы)
-
Принципы физического воспитания часть 2 (Специфические принципы физического воспитания)
-
Технологии обучения двигательным действиям. Когнитивное обучение в области физической культуры и спорта.
-
Технологии обучения двигательным действиям. Основные понятия и определения
-
Технологии обучения мостик от теории к практике
-
Технологическая система обучения двигательным действиям
-
Тренировочные и соревновательные нагрузки
-
Современная классификация тренировочных и соревновательных нагрузок
-
Общеразвивающие упражнения как средство воспитания физических качеств
-
Химизм и энергетика мышечного сокращения
-
Фосфагенная энергетическая система
-
Гликолитическая энергетическая система
-
Кислородная или окислительная энергетическая система
-
Медленные и быстрые двигательные единицы
-
Медленные и быстрые мотонейроны.
-
Медленные и быстрые мышечные волокна
-
Основные стороны спортивной тренировки и структура подготовленности спортсменов
-
Техническая подготовленность и факторы ее определяющие: эффективность, стабильность, вариативность, индивидуальность, экономичность, мин
-
Тактическая подготовленность
-
Психическая подготовленность
-
Физическая подготовленность
-
Интегральная подготовленность
-
Задачи спортивной тренировки
-
Средства спортивной тренировки
-
Особенности соревновательной деятельности в большом теннисе
-
Методы развития быстроты простой реакции
-
Соревновательный период в подготовке футболистов
-