Технологии обучения двигательным действиям. Когнитивное обучение в области физической культуры и спорта.
Когнитивное обучение в области физической культуры и спорта. Моторное обучение включает когнитивные учебные процессы, связанные с усвоением теоретических положений и знаний, а успешность деятельности в области спорта в определенной мере предопределяется интеллектуальными возможностями (способностями) человека. Спортивная активность является деятельностью, подчиняющейся определенным правилам, принципам и нормам. Усвоение правил происходит в ходе когнитивных процессов обучения и требующих проявления интеллектуальных усилий. Довольно часто неспециалисты области ФКиС высказывают мнение, согласно которому моторная и интеллектуальная деятельность представляют собой две совершенно различные, противостоящие друг другу сферы. Это мнение можно опровергнуть, указав хотя бы на значение тактических и стратегических действий для занятий спортом, поскольку практическое поведение подразумевает необходимость когнитивного обучения. О том, насколько многогранным может быть обучение тактике, свидетельствуют многочисленные работы по теории тренировки. (1. Г.Бернхард, 1972 с 87. Вопросы спортивной тренировки; 2. Суслов Ф.П., Холодов Ж.К., Филин В.П. «Теория и методика спорта»: Учебное пособие для училищ олимп.резерва. – М., 1997, с. 134; 3. Верхошанский Ю.В. «Программирование и организация тренировочного процесса». – М., ФиС, 1985, 176с.; 4. Матвеев Л.П. «Теория и методика физической культуры»: Учебник для институтов физ.культуры. – М., ФиС, 1991, 543с.; 5. Матвеев Л.П. Общая теория спота: Учебник для завышающего уровня высшего физкультурного образования. – М., 1997, 304с.; 6. Платонов В.Н. «Подготовка аноококвалифицированых спортсменов». – М., ФиС, 1986, 285с.; 7. Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в Олимпийском спорте. – Киев, «Олимпийская литература», 1997, 583с.; 8. Система подготовки спортивного резерва под общей редакцией В.Г.Никитушкина. – М., изд. МГФС объединение, 1994, 319с.; 9. Современная система спортивной подготовки/ под ред. Суслова Ф.П., Сыча В.Л., Шустина Б.Н. – М., изд. СААМ, 1995, 445с. и др.) Еще столетие назад И.М.Сеченов и П.Ф.Лесгафт указали на важность научной разработки и обоснования психомоторных способностей человека как единства его психической и физической сферы. (Сеченов И.М. Очерки рабочих движений. – М.: 1901; Лесгафт П.Ф. Руководство по физическому образованию. Собр. пед. сочинений. Т.2 – М.: ФиС, 1952, с.110). Бернхард разделяет обучение спортивной тактики на три направления: - теоретические знания (знания тактики в своем виде спорта); - практические изменения и навыки (тактические навыки) для создания (разработки) тактического плана действий; - интеллектуальные способности (тактические способности) для объединения всех возможностей для ведения успешной спортивной борьбы. Спорт, ориентированный на борьбу, соревнование. Делает необходимым когнитивное обучение, направленное на овладение тактикой (и не только), подтверждают используемые ментальные упражнения и тренировки (аутотренинги). Здесь сам термин («ментальный») предлагает когнитивные компоненты деятельности. «Ментальный» тренинг, как частный случай тренинга, предъявляет высокие требования к способности не только предоставлять себе те или иные движения, но и способности и предвидеть, предвосхищать те или иные явления, поскольку этот процесс происходит не в реальной деятельности, а в воображении. Когнитивные моменты выступают в виде теории ФКиС, которая имеет свою систему принципов, заменов, категорий, понятий и концепций. Она основана, во-первых, на постулате о необходимости учитывать индивидуальные интересы, специфические склонности, индивидуально-типологические особенности обучающихся и, во-вторых, на принципах научно-обоснованного обучения, что отражает проникновение науки в эту область знаний. (1. Физическая культура 1-11кл.: Программы для общеобразовательных учреждений /Авт.-сост. А.П.Матвеев, Т.В.Петрова. – М.: Дрофа, 2002. 96с.; 2. Физическая культура: Примерная программа для общеобразовательных учреждений с углубленным изучением предмета. Под ред. А.Т. Пармикова. – М.: Просвещение, 2000). Присутствие знаниевого компонента в программах по физическому воспитанию образовательных учреждений различного уровня является дисциплина закономерной необходимостью, поскольку обрела статус обязательной (нужно найти пример для средних специальных учебных заведений; для вузов). Теория спорта интегрирует знания из различных наук: педагогики, психологии, философии, биомеханики, биохимии и др. Дидактика ФВ опирается как на методические, так и на специфические принципы, поскольку общепедагогические принципы не конкретизируют специфику спортивной тренировки. Специфические закономерности предоставляют собой внутренне-необходимые существенные взаимосвязи в спортивной тренировке, определяющие динамику нагрузок и получаемый эффект, порядок построения различных циклов подготовки. К специфическим принципам физического воспитания и спорта относятся (см.учебник «Теория и методика ФВ» авторы Холодов, Кузнецов или «Теория и методика спорта» под ред. Суслова). В настоящее время традиционное моторное обучение дополняется теоретическими сведениями. Модернизация сферы образования, перевод с 2004г. общеобразовательных учреждений на предпрофильную и профильную подготовку позволили выделить физическое воспитание в образовательную область. В связи с этим возникает необходимость в разработке концепции непрерывного обоснования, а программно-нормативного и учебно-методического обеспечения учебного процесса. ФК представляет собой предмет, в котором когнитивное обучение, связанное в развитием умственных (интеллектуальных) способностей и задатков занимает особое место. Спорт поднялся до уровня рефлексии, став средством формирования мыслительных навыков и умений. Для сферы профессионального образования в области ФКиС характерна тенденция дифференциации направлений и содержания в подготовке специалистов. Так в 60-х – 70-х годах прошлого столетия физкультурные вузы и факультеты готовили преимущественно специалистов по двум направлениям: преподавателей ФК и тренеров по видам спорта. В сегодняшней номенклатуре специальностей и специализаций насчитывается порядка 10. Спорт как сфера деятельности человека имеет несколько направлений и в нашем государстве признана наконец как профессия.
-
Теория и методика Физической культуры
-
Построения процесса спортивной подготовки
-
Построения процесса спортивной подготовки часть 3 (Этапы многолетней спортивной подготовки)
-
Принципы физического воспитания часть 1 (Общеметодические принципы)
-
Принципы физического воспитания часть 2 (Специфические принципы физического воспитания)
-
Технологии обучения двигательным действиям. Когнитивное обучение в области физической культуры и спорта.
-
Технологии обучения двигательным действиям. Основные понятия и определения
-
Технологии обучения мостик от теории к практике
-
Технологическая система обучения двигательным действиям
-
Тренировочные и соревновательные нагрузки
-
Современная классификация тренировочных и соревновательных нагрузок
-
Общеразвивающие упражнения как средство воспитания физических качеств
-
Химизм и энергетика мышечного сокращения
-
Фосфагенная энергетическая система
-
Гликолитическая энергетическая система
-
Кислородная или окислительная энергетическая система
-
Медленные и быстрые двигательные единицы
-
Медленные и быстрые мотонейроны.
-
Медленные и быстрые мышечные волокна
-
Основные стороны спортивной тренировки и структура подготовленности спортсменов
-
Техническая подготовленность и факторы ее определяющие: эффективность, стабильность, вариативность, индивидуальность, экономичность, мин
-
Тактическая подготовленность
-
Психическая подготовленность
-
Физическая подготовленность
-
Интегральная подготовленность
-
Задачи спортивной тренировки
-
Средства спортивной тренировки
-
Особенности соревновательной деятельности в большом теннисе
-
Методы развития быстроты простой реакции
-
Соревновательный период в подготовке футболистов
-