Построения процесса спортивной подготовки
Рациональное построение процесса многолетней спортивной тренировки осуществляется на основе учета следующих основных факторов: - оптимальных возрастных границ, в пределах которых достигаются как правило наивысшем спортивные результаты с избранном виде спорта; - продолжительности систематической подготовки для достижения этих результатов; - преимущественной направленности тренировки на каждом этапе многолетней подготовки; - паспортного возраста, в котором спортсмен приступил к занятиям, и биологического возраста, в котором началось специальная подготовка; - индивидуальных (типологических) особенностей спортсменов и темпов роста его мастерства.
Методические положение
Многолетний процесс тренировки и соревнований спортсмена строится на основе следующих методических положений:
1. Единая пед. система, обеспечивающая рациональную преемственность задач, средств, методов, организационных форм подготовки всех возрастных групп. Основным критерием эффективности многолетней подготовки является спортивный результат, достигнутый в оптимальных возрастных границах для данного вида спорта.
2. Целевая направленность по отношению к высшему спортивному мастерству в процессе подготовки всех возрастных групп.
3. Оптимальное соотношение (соразмерность) различных сторон подготовленности спортсмена в процессе многолетней подготовки.
4. Неуклонный рост объема средств общей и специальной подготовки, соотношение между которыми постоянно изменяется в сторону увеличения объема средств специальной подготовки по отношения к общему объему, а следовательно, сокращается объем общей подготовки.
5. Поступательное увеличение объема и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок. Каждый годичный цикл должен начинаться и завершаться на более высоком уровне тренировочных нагрузок по сравнению с соответствующим периодом предыдущего годичного цикла.
6. Строгое соблюдение постепенности в использовании тренировочных и соревнованиях нагрузок, особенно в занятиях с детьми, подростками, т.к. всесторонняя подготовка повышается лишь в том случае, если тренировочные и соревновательные нагрузки на всех этапах многолетнего процесса спортивной подготовки полностью соответствуют биологическому возрасту и индивидуальным возможностям спортсмена. Одновременное развитие всех физических качеств спортсменов на всех этапах многолетней подготовки и преимущественное развитие отдельных качеств в сенситивные периоды. Преимущественная направленность тренировочного процесса определяется с учетом сенситивных периодов развития физических качеств.
Росто-весовые показатели и физические качества Возраст (лет) 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
Рост
Вес
Сила максимальная
Быстрота
Скоростно-силовые качества
Выносливость (аэробные возможности)
Скоростная выносливость
Анаэробные возможности
Гибкость
Координационные способности
Равновесие
Вместе с тем, целесообразно развивать и те физические качеств, которые в данном возрасте активно не развиваются. Особо важно соблюдать соразмерность в развитии обще выносливости и скоростных возможностей, общей выносливости и силы, т.е. тех качеств, в основе которых заложены различные физиологические механизмы. У девочек сенситивные периоды формирования физических качеств наступают на один год раньше. На основе изложенных положений осуществляется оптимальное построение (планирование) многолетней спортивной подготовки, обеспечивающей создание условий для реализации объективных возможностей юных спортсменов. При построении многолетней тренировки следует ориентироваться на оптимальные возрастные границы достижения высших результатов. Такими ориентирами являются данные о финалистах олимпийских игр, в большинстве видов спорта – величина стабильная. Однако со временем эти возрастные границы могут измениться в силу улучшения условий жизни и т.д. Нужно вносить коррективы. Как правило способные спортсмены достигают первых больших успехов через 4-6 лет, а высших достижений – через 7-9 лет специализированной подготовки.
-
Теория и методика Физической культуры
-
Построения процесса спортивной подготовки
-
Построения процесса спортивной подготовки часть 3 (Этапы многолетней спортивной подготовки)
-
Принципы физического воспитания часть 1 (Общеметодические принципы)
-
Принципы физического воспитания часть 2 (Специфические принципы физического воспитания)
-
Технологии обучения двигательным действиям. Когнитивное обучение в области физической культуры и спорта.
-
Технологии обучения двигательным действиям. Основные понятия и определения
-
Технологии обучения мостик от теории к практике
-
Технологическая система обучения двигательным действиям
-
Тренировочные и соревновательные нагрузки
-
Современная классификация тренировочных и соревновательных нагрузок
-
Общеразвивающие упражнения как средство воспитания физических качеств
-
Химизм и энергетика мышечного сокращения
-
Фосфагенная энергетическая система
-
Гликолитическая энергетическая система
-
Кислородная или окислительная энергетическая система
-
Медленные и быстрые двигательные единицы
-
Медленные и быстрые мотонейроны.
-
Медленные и быстрые мышечные волокна
-
Основные стороны спортивной тренировки и структура подготовленности спортсменов
-
Техническая подготовленность и факторы ее определяющие: эффективность, стабильность, вариативность, индивидуальность, экономичность, мин
-
Тактическая подготовленность
-
Психическая подготовленность
-
Физическая подготовленность
-
Интегральная подготовленность
-
Задачи спортивной тренировки
-
Средства спортивной тренировки
-
Особенности соревновательной деятельности в большом теннисе
-
Методы развития быстроты простой реакции
-
Соревновательный период в подготовке футболистов
-