Элементы тактики лыжных гонок — распределение сил по дистанции, обгон, лидирование и финиширование 8-9 класс
Распределение сил по дистанции — этим тактическим умением лыжник овладевает на всем протяжении обучения. Темп в учебных забегах и гонках учащиеся выбирают с учетом своей физической подготовленности. Важно научить занимающихся выбирать оптимальную скорость передвижения, хорошо отрабатывать это умение на отрезках лыжных трасс со средней соревновательной скоростью.
Выполняя тактический замысел в контрольной или соревновательной гонке, лыжник поддерживает выбранный темп на всей дистанции с учетом различных участков трассы, максимально используя свои знания и навыки, приобретенные на уроках лыжной подготовки.
Старшеклассникам известно, что лучшие результаты в соревнованиях, в том числе с участием сильнейших гонщиков мира, показываются при относительно равномерном распределении сил в течение всего времени прохождения дистанции. Колебания интенсивности не должны превышать в среднем 3—5 %. Эти границы определяют так называемую оптимальную зону. Значит, очень важно, предварительно посоветовавшись с учителем, найти для себя правильный темп гонки. Если начать гонку со слишком большой скоростью, могут возникнуть ощущения тяжести, характерные для «мертвой точки». Когда лыжник снизит скорость, они постепенно проходят. Чтобы не допустить этих ощущений, следует вначале сдерживать силы, помнить, что при свежих силах скорость достигается достаточно легко. Это важно учитывать при обгоне соперника на дистанции. Догнать соперника — не главная цель соревнования (исключение составляют эстафетные гонки). Важно показать возможно лучший свой результат.
Если же приходится обгонять лыжника, то сделать это нужно тактически грамотно. Лучше обогнать его до спуска, на ровном участке лыжни, но можно и на подъеме, сохранив запас сил, чтобы сразу же оторваться от него. Если же все-таки он «зацепился», не следует чрезмерно напрягаться, чтобы убежать от него, помня о необходимости сохранить максимум сил.
И вот уж когда не надо жалеть своих сил, так это при финишировании. Начало финишного ускорения нужно выбрать тоже умело. Важно так закончить гонку, чтобы и сил не осталось, и скорость не упала. Продолжительность финишного ускорения зависит от индивидуальных осо- бенностей лыжника. Нужно знать себя и чувствовать силы. Это приобретается опытом, постоянной работой над собой на лыжных трассах. Особенно опасно увлекаться борьбой, когда есть параллельные лыжни. В этом случае незаметно для себя можно израсходовать все силы.
Обучать технике передвижения на лыжах можно вместе и юношей и девушек. Следует сделать два круга: внешний — для юношей, внутренний — для девушек (особенно когда классы не делятся). Как и в VII классах, показ и объяснение техники должны быть краткими. Часть сообщений, а также показ имитационных упражнений лучше сделать в спортивном зале до выхода на лыжню. В морозную и ветреную погоду там же нужно провести короткую разминку.
Очень важно прививать учащимся старших классов навыки самостоятельных занятий этим замечательным видом физических упражнений, разъясняя доступность, оздоровительную ценность и простоту занятий лыжами. Поэтому здесь же, в зале, нужно сообщить о пульсовом режиме предстоящих заданий, рассказывать, какие способности и качества развивает та или иная интенсивность занятий, какое значение она имеет для будущих воинов, матерей, работников умственного и физического труда.
В связи с возрастанием тренировочной работы специальные упражнения на склонах даются реже, склоны включаются в тренировочные отрезки. Следует с помощью «ситуации разрыва» показывать эффективность технически грамотного прохождения спусков и подъемов, фиксируя время или расстояние.
Учитывая возросшие способности старших школьников к тактическому мышлению и более эффективные возможности обучения в разделенных классах, нужно продолжать совершенствование в технике не только предусмотренных программой для этих классов способов передвижения на лыжах, но и изученных ранее.
Требования к домашним заданиям остаются такими же, как и в IV — VII классах. Юноши и девушки VIII классов должны дома выполнять такой же объем работы, какой они выполняли на сдвоенном уроке лыжной подготовки, но в два приема, с интервалом через день-два.
П. К. ДУРКИН
-
Лыжный спорт
-
Лыжная подготовка в 8-9 классах
-
Попеременный четырехшажный ход.Переход с попеременных ходов на одновременные.Выход со склона и преодоление контруклона. 8-9 класс
-
Переход с одновременных ходов на попеременные 8-9 класс
-
Переход с хода на ход в зависимости от условий дистанции и состояния лыжни 8-9 класс.
-
Элементы тактики лыжных гонок — распределение сил по дистанции, обгон, лидирование и финиширование 8-9 класс
-
Попеременная и одновременная работа руками при совершенствование техники конькового хода
-
Обучение полуконьковому ходу в школе
-
Лыжные однодневные походы с детьми в лес
-
Выбираем ботинки и крепления
-
Выбираем лыжи. Критерии, классификации, стили катания.
-
Выбираем лыжи. Критерии, классификации, стили катания
-
Выбираем лыжи. Критерии, классификации, стили катания.
-
Организация лыжного стадиона
-
Организация урока по лыжной подготовки 5-7 класс
-
Одновременный двухшажный коньковый ход
-
Одновременный одношажный коньковый ход
-
Обучения и совершенствования попеременного двухшажного хода 5-6 класс
-
Способы повышения эффективности обучения лыжным ходам
-
Одновременный бесшажный ход 5 класс
-
Попеременный коньковый ход
-
Выбираем лыжи для новичков
-
Тактика борьбы на лыжне
-
Из каких элементов состоят лыжи?
-