Физкультура и девушки (часть 1)
«С девушками проводить занятия намного труднее, чем с юношами»,— такое часто можно услышать из уст учителя физической культуры или тренера, особенно если он мужчина.
Да это и немудрено: ведь женский организм имеет свои «секреты», которые, к сожалению, еще не все педагоги учитывают в работе. Одни — по незнанию, другие — по лености ума и душевной черствости. Об особенностях физического воспитания школьниц поэтому и хочется поговорить более подробно.
Женский организм отличает целый ряд морфологических и функциональных признаков. Половые различия отчетливо дают о себе знать уже в детском возрасте. Так, по сравнению с мальчиками у девочек ниже уровень развития силы и быстроты двигательной реакции; в то же время у них лучше развиты такие качества, как гибкость, пластичность, чувство ритма.
С началом периода полового созревания различия между девочками и мальчиками становятся все более заметными. В 12 — 16 лет девочки быстро растут и прибавляют в весе, причем по этим показателям они могут опережать мальчиков. Особенно быстрое физическое развитие девочек наблюдается в 15 — 16 лет. Затем до периода его завершения (19-21 год) эти показатели изменяются мало. Девушки существенно уступают юношам в росте, весе, развитии мышц.
Объемы легких и сердца у девочек меньше, чем у мальчиков. На 10-15 % меньше у девочек и масса сердца. Эти морфологические особенности в основном обусловливают и функциональные различия. Так, у девочек снижен систолический и минутный объем кровообращения, частота сердечных сокращений в среднем на 10 уд /мин больше, а максимальное артериальное давление на 5-7мм рт. ст. ниже, чем у мальчиков. Различия касаются и максимального потребления кислорода: оно у девочек на 25-30 % ниже, чем у мальчиков. Таким образом, девочки и девушки имеют относительно более низкие функциональные возможности сердечнососудистой и дыхательной систем, что, естественно, обусловливает и более низкую их физическую работоспособность.
Помимо этого физиологические особенности эволюции женского организма являются причиной легкой ранимости сердечнососудистой системы, в частности в подростковом и даже в более позднем возрасте, что обычно совпадает у девушек с учебой в выпускном классе, поступлением в вуз, устройством на работу. Возросшая же нагрузка на фоне различных изменений в организме может вызвать переутомление, истощение нервной системы. В таких случаях полноценное питание, достаточный сон, правильный режим труда и отдыха, рациональные занятия физическими упражнениями, атмосфера спокойствия и доброжелательства, чуткое и тактичное отношение старших, в первую очередь родителей и учителей, — непременные условия предупреждения и устранения неврозов сердечнососудистой системы у девушек.
Все сказанное выше говорит о том, что в физкультурно-спортивных занятиях со школьницами необходимо постоянно ориентироваться на особенности женского организма, его физиологические, психические и другие отличия по сравнению с организмом мужчины. Самой природой мужчине и женщине уготованы разные роли. Мужчина обязан быть атлетически развитым, сильным, могучим, что должно позволить ему достойно работать во всех самых трудоемких отраслях производства, преодолевая всевозможные сложности, готовиться к 'защите Родины. Женщине, матери природа предопределила мягкость, доброту, нежность, душевную гибкость, любовь к детям. На развитие этих качеств и соответствующих им физических способностей (пластики, изящества, грациозности, высокой степени координации движений, физического совершенства, направленного в первую очередь на деторождение, продолжение рода человеческого) и должны быть нацелены физкультурно-спортивные занятия в школе, начиная с уроков физической культуры.
К сожалению, пока раздельное обучение девушек и юношей официально предусмотрено лишь в старших классах. В начальных и средних классах только в ряде разделов учебной программы содержится материал, специально предназначенный для девочек. Однако исключительно важно в любом случае, в каждом классе, на каждом уроке, спортивной тренировке при помощи варьирования нагрузок, использования различных упражнений, изменения их направленности постоянно дифференцировать физическое воздействие на организм девочек и мальчиков. В связи с этим, думается, можно только приветствовать попытки ряда учителей делить классы по половому признаку на занятиях уже в начальной школе (при объединении двух параллельных классов один учитель работает с мальчиками обоих классов, другой — с девочками).
Уже с самого младшего возраста надо стремиться также воспитывать у школьниц женственность, уважение к себе, умение сохранять свое достоинство. Естественно, наравне с этим и мальчиков с первого же дня их пребывания а школе надо учить быть мужчинами, всегда готовыми прийти на помощь своим более слабым сверстницам.
Предчувствую возражения: конечно, все это правильно, количественные характеристики женского и мужского организма (рост, вес, объемы легких и сердца, мышечная масса и др.) не в пользу первого. И это, бесспорно, надо учитывать.
В частности, данный анализ показывает, что реальные физические возможности женского организма выше тех, которые можно предвидеть, исходя из сравнения отдельных его составляющих. КПД женского организм», выражающийся отношением выполняемой работы к ресурсам, которыми он располагает для ее осуществления, оказывается выше. Это хорошо видно на примере Спортивных результатов женщин, уступающих достижениям мужчин намного меньше, чем следовало бы ожидать. К тому же если проанализировать кривые рекордов в самых различных видах спорта, то можно увидеть, что рекорды женщин прогрессируют гораздо быстрее, чем мужчин. Выявлены и большие способности «слабого пола» к нагрузкам, требующим предельной выносливости. Выяснилось, к примеру, что к концу марафонского бега женщины не страдают от крайней усталости, обморочного изнеможения, как это нередко происходит с представителями «сильного пола». И дело здесь, как утверждают специалисты, отнюдь не в том, что мужчины значительно больше, чем женщины выкладываются в спортивных соревнованиях.
В общеобразовательных школах физическим воспитанием охвачены все девочки и девушки, среди которых может не быть ни одной с выдающимися физическими способностями. Поэтому в первую очередь в работе общеобразовательных школ нужно ориентироваться на относительную слабость и связанные с ней особенности женского организма, а не на его выявляемую спортивными специалистами силу, «равноправие» с организмом мужчины.
Да и не следует забывать, как мы уже подчеркивали, что ей предстоит стать матерью, от здоровья которой во многом зависит и здоровье ее ребенка. А только что перечисленные нами виды спорта и другие, связанные с подниманием предельного веса, жестким, физическим единоборством, с излишним перевозбуждением, с переохлаждением организма, как раз могут нарушить детородную функцию женщины.
Почему мы на этом заостряем внимание учителя физической культуры! Да потому, что в последнее время, в связи с ростом преступности и насилия, девушки, стремясь обрести средства самозащиты, потянулись ко многим сугубо мужским видам спорта. Девушки требуют организации занятий по этим видам спорта. И учителя физической культуры не могут стоять в стороне от их запросов. Именно они должны натолкнуть своих воспитанниц на правильный выбор вида спорта. Именно им во всем следует проявлять благоразумие, учитывать специфику женского организма и предназначение женщины в обществе.
Замечено, например, что при правильной организации занятий не вредит женскому организму увлечение девушек дзюдо, самбо, барьбой. Такие занятия не отражаются пагубно на женской фигуре, осанке, не вызывают не свойственные девушкам повадки.
Как правило, не вызывает возражений и увлечение девушек атлетической гимнастикой, если, конечно, эти занятия проводит опытный специалист под постоянным наблюдением медицинского работника. Музыкальное сопровождение, подобранное соответственно выполняемым упражнениям, повышает эффективность таких занятий.
Безусловно, родителей девушек, да и их самих волнует вопрос, не отразятся ли спортивные занятия, тем более не совсем обычными для женщин видами спорта, на специфических функциях женского организма. Думается, что ответ может быть однозначным: при разумном выборе этих видов спорта, при правильной, всесторонне продуманной методике тренировок, исключающей тяжелые травмы, перенапряжение функциональных систем и переутомление организма, вредных последствий для здоровья юных спортсменок быть не должно. Это подтверждают исследования многих ученых и жизненная практика выдающихся спортсменок, которые испытывали основательные физические нагрузки уже со школьного возраста.
Тесты для подготовки к олимпиаде по физкультуре:
-
Физическая культура
-
Как сделать урок физкультуры лучше...?
-
Обучение приёмам самостраховки. Часть 1. Самостраховка при падениях вперед
-
Как будем сдавать ЕГЭ?
-
Обучение приёмам самостраховки.Часть 2 .Упражнения для завершения падений перекатами и кувырками.
-
Боли в шеи. Комплекс упражнений для укрепления мышц.
-
Физическая культура дело общее.
-
Профилактика при нарушений осанки c не стондартным оборудованием
-
Урок физкультуры.Образовательная направленность.
-
Физическое воспитания детей, в школе и дома.
-
Физкультура и девушки (часть 1)
-
Физкультура и девушки. Занятия во время менструального цикла (часть 2)
-
Дисциплина на уроке физкультуры
-
Физические нагрузки в школе и дома.
-
Игра как средство регуляции нагрузок
-
Как контролировать физические нагрузки ?
-
Определения правильной осанки.
-
Профилактика и исправления нарушений осанки.
-
Уроки с сюжетными играми
-
Групповые упражнения с гимнастической скамейкой
-
Аутогенная тренировка и релаксации на уроке физкультуры
-
Пульсоксиметрия поможет спортсмену определиться с нагрузками
-
Нужна ли зарядка ?
-
Репетитор по физкультуре
-
Травматизм на уроках физкультуры
-
Что нужно для поступления в вуз физкультурно-спортивной направленности?
-
Разминка
-
Физкультура и общество, задачи и решения
-