Специальные упражнения для обучения метанию малого мяча в 5-6 классах
Изучение техники метания малого мяча как более сложного упражнения рекомендуется проводить на 10 уроках, выделяя для этого по 15—18 мин. в каждом. Учителя физической культуры знают, что эффективность обучения зависит не только от наличия у учащихся необходимых физических качеств, активности занимающихся, их сознательного отношения к изучаемому материалу,но и от методической подготовки, мастерства Педагога.
Продолжая работу по разделу «Метание», учитель ставит следующие конкретные задачи:
а) развивать и совершенствовать у учащихся подвижность (гибкость) в плечевых суставах и в грудном отделе позвоночника;
б) координацию (двигательную ловкость) и быстроту движений;
в) развивать и совершенствовать скоростно-силовые качества.
Примерные упражнения на развитие подвижности в плечевых суставах и в грудном отделе позвоночника.
1. Стоя ноги на ширине плеч, правая рука вверх, левая — вниз. Смена положения рук на каждый счет, увеличивая постепенно скорость. Голову не опускать, локоть движется около головы, руки не напряжены. Выполнять 8—12 раз, дозировку увеличивать от урока к уроку, темп регулировать голосом.
2. То же, в движении по кругу на каждый шаг, добавляя движение грудью вперед. Выполнять под команду 10—16 раз, увеличивая темп.
3. И. п. то же, что и в упражнении 1. Имитация кроля на груди, стоя на месте и в движении по кругу. Выполнять под команду от 12 до 18 раз, постепенно увеличивая темп.
4. И. п.— вис стоя согнувшись лицом к гимнастической стенке. 1—2 — прогнуться с акцентом на грудной отдел позвоночника (рис. 1). 3—4 — и. п. Выполнять 6—10 раз, вначале самостоятельно в медленном темпе, затем под команду в среднем темпе. Дозировку увеличивать постепенно.
5. Сидя спиной вплотную к гимнастической стенке, взявшись за рейку двумя руками чуть выше головы, ноги полусогнуты. 1—2 — подняться вверх-вперед, прогибаясь в позвоночнике, до полного выпрямления ног и рук (рис. 2). Выполнять 6—12 раз, увеличивая дозировку на последующих уроках. Вначале на 2 счета медленно, затем на 1 счет вторую половину задания.
6. Стоя лицом к гимнастической стенке на расстоянии 50-60 см, ноги на ширине таза, взявшись за рейку двумя руками на уровне груди. На счет 1, 2, 3 — пружинистые наклоны вперед, опуская голову ниже хвата; 4 — и. п. Выполнять 6—12 раз, увеличивая дозировку на последующих уроках, изменяя амплитуду с акцентом на счет 3. Темп от медленного до среднего.
Примерные упражнения на развитие и совершенствование координации (двигательной ловкости) и быстроты движений.
1. Подскоки на двух ногах со сменой положения рук (на пояс, в стороны, к плечам, вверх и пр.), разнообразя задания. Выполнять от 8 до 16 раз, увеличивая дозировку от урока к уроку и изменяя темп от медленного до быстрого.
2. То же, но при прыжках ноги врозь и вместе, добиваясь точности при выполнении задания. Дозировка и другие требования такие же, как в упражнении 1.
3. Ходьба и бег в различном темпе с изменением направления движения по различным сигналам. Выполнять 2—3 мин. Проводить игровым методом, с выбыванием после двух ошибок.
4. Бег с ускорением на 15—20 м из различных исходных положений: сидя, лежа на животе и на спине. Повторять 3—4 раза в-начале групповым методом (по 6—-8 человек), затем игровым — «Кто быстрее».
5. Подвижные игры «День и ночь», «Вызов номеров», «Охотники и утки» и другие подобного типа. Проводить 3—5 мин. Можно соревновательным методом.
Примерные упражнения на развитие и совершенствование скоррстно-силовых качеств.
1. Бег с ускорением на 15—20 м с высокого и низкого старта. Выполнять 3—4 раза вначале по одному, затем по 3—4 человека с определением победителя.
2. Линейные и встречные эстафеты с этапами по 10—15 м. Выполнять 3—4 раза соревновательным методом.
3. Прыжки в шаге (сериями) по закрепленной резиновой дорожке. Выполнять 2—4 раза по 6—10 прыжков с усилением отталкивания в последующих сериях.
4. Метание набивного мяча (1 кг) двумя руками из-за головы партнеру, из исходного положения сед ноги скрестно. Выполнять по 6—10 раз с акцентом на ускоренную работу руками вверху (почти над головой), увеличивая расстояние между шеренгами от 5 до 8 м (прибавляя по 0,5— 1,0 м в последующих уроках).
5. Быстрый наклон вперед с различным положением рук (на пояс, за голову, к плечам и др.) из исходного положения лежа на спине с закрепленными ногами. Выполнять от 8 до 12 раз. Первую половину — в среднем, вторую — в быстром темпе.
Перечисленные группы упражнений рекомендуется включать не только в уроки при обучении метанию малого мяча, но и во вводную часть уроков в течение всего учебного года (2—3 упражнения в урок), а также в комплексы упражнений для домашних заданий.При выполнении упражнений, направленных на развитие и совершенствование специальных физических качеств, учитель должен сообщить учащимся, что гибкость (подвижность) плечевых суставах и в грудном отделе позвоночника позволяет выполнить метание, прикладывая силу на большем пути, что при наличии хорошей координации движений, быстроты и скоростно-силовых качеств можно добиться лучших результатов при бросках. Учащиеся должны знать, что координация движений (двигательная ловкость) развивается и совершенствуется только при систематическом выполнении большого количества самых разнообразных упражнений и выражается в согласованных действиях нервной и мышечной систем. От урока к уроку ученики должны убеждаться, что быстрота движений и скоростно-силовые качества обеспечивают увеличение результата, способствуя повышению начальной скорости вылета снаряда, которая является ведущим фактором, влияющим на дальность полета мяча. При этом необходимо указать, что эти качества успешно развиваются и совершенствуются только при быстром выполнении различных упражнений как без отягощения, так и с небольшим отягощением.
Упражнения для метания малого мяча с места в горизонтальную цель шириной 2 м с расстояния 10—15 м
1. Метание малого мяча в цель, расположенную на расстоянии 8 м для девочек и 10 м для мальчиков, из исходного положения стоя ноги на ширине таза, мяч в полусогнутой руке над плечом выше головы на 15—20 см, локоть направлен вперед. Бросок выполняется за счет руки с акцентом на хлестообразное движение кисти, не опуская локоть вниз и не отводя его в сторону.
2. То же, после предварительного замаха (отведение кисти с мячом вверх-назад, поворот плечевого пояса вправо на 30—45° с небольшим прогибанием в пояснице), увеличив расстояние до мишени до 10 м для девочек и до 12 м для мальчиков. Акцентировать внимание на начало броска с разгибания туловища, последующее движение правого плеча вперед и хлестообразное движение руки в заключительной фазе, соблюдая требования, указанные в упражнении 1.
3. То же, стоя левая нога вперед, вес тела на слегка согнутой правой ноге, увеличив расстояние до цели до 12 м у девочек и до 14 м у мальчиков. Обратить особое внимание на начало броска с разгибания правой ноги с последующим подключением вышерасположенных звеньев. Особо следить за правильной техникой заключительного движения рукой.
4. То же, стоя, левым боком в направлении метания, кисть с мячом отведена в сторону-вверх на уровне уха, вес тела на полусогнутой правой, стопа правой ноги развернута носком наружу на 30—45°, туловище наклонено вправо на 15—20°, левая рука направлена к цели. Акцентировать особое внимание на начале броска с вращательно-разгибательного движения правой ноги с последующим подключением туловища и метающей руки. Расстояние до цели — 12 м у девочек, 15—16 м у мальчиков.
5. Броски на точность попадания в цель с оценкой: 3 попадания — «5», 2 — «4», 1 — «3». Проводить на 5-м уроке как соревнования среди мальчиков и девочек, предоставляя каждому по 3 попытки.
Упражнения 1, 2, 3 и 4 (при возможности) целесообразно выполнять двумя шеренгами или группами по 6~8 человек. После 3 бросков производить смену шеренг или групп. Дозировка в зависимости от количества занимающихся, от использованного метода и от условий должна быть в пределах 9—15 бросков в каждом уроке. На 5-м уроке кроме меткости необходимо оценивать также и технику.
-
Легкая атлетика
-
Подвижные игры и специальные упражнения на уроках легкой атлетики
-
Специальные упражнения для обучения метанию малого мяча в 5-6 классах
-
Подвижные игры для обучения метанию малого мяча в 5-6 классах
-
Примерное распределение учебного материала при обучении метанию малого мяча
-
Обучения бегу в начальной школе
-
Возрастные особенности младших школьников, при изучении бега, на уроках физической культуры
-
Метание на уроках в начальной школе.
-
Подвижные игры при изучении метания в начальной школе
-
Обучение ходьбе.
-
Что такое челночный бег
-
Прыжки в высоту 9 класс.
-
Развитие быстроты на уроках легкой атлетики в школе 10-11 класс
-
Развитие скоростно-силовых качеств 10-11 класс
-
Развития общей и скоростной выносливости на уроках легкой атлетики 10-11 класс
-