Игры на воде для изучения скольжения
Задача — формирование обтекаемого горизонтального без опорного, положения тела на воде, исходного для начала выполнения плавательных движений.
Игра для изучения скольжения «По очереди».
Играющие располагаются у торцевого бортика, и делятся на равные по количеству участников команды, каждая из которых занимает отдельную дорожку. По сигналу первые номера в каждой команде из исходного положения «поплавок» у бортика, выполняют скольжение на груди до полной остановки. Остальные члены команды сопровождают товарища, передвигаясь любым способом но, не мешая и не оказывая ему помощи. С того места, где оступился первый, толчком от дна выполняет скольжение второй участник и т. д. Побеждает команда, в сумме преодолевшая большее расстояние.
Методические указания.
Если играющий, выполняя скольжение, касается противоположного бортика до того, как произошла полная остановка, то он повторно выполняет скольжение в обратную сторону толчком от бортика. Если участники остановились так близко от бортика, что еще одно скольжение выполнить невозможно, то следующий за ним игрок, как в предыдущем случае, делает скольжение от бортика. В обоих случаях действиями команд руководит учитель.
Вариант игры:
Скольжение на спине, на боку или так, как удобнее.
Методические приемы.
Зачастую играющие путают скольжения на поверхности воды с ныряниями. Для выполнения скольжения на груди нужно из исходного положения «поплавок» у бортика после глубокого вдоха и задержки дыхания быстро опустить в воду лицо (только лицо), сомкнуть и вытянуть в направлении движения руки, сильно оттолкнуться ногами от бортика, «выстрелить» тело вперед. У пловца регуляторами глубины погружения являются голова, туловище и руки. Поэтому даже незначительный наклон головы и туловища, опускание рук приведут к заныривание.
Направление вытянутых рук определяет направление движения пловца, руки точно указывают, куда пойдет все тело Необходимо, выполняя «поплавок» у бортика, освоить горизонтальное положение туловища, т. е. удерживать его, «как стол», а если «стол» превратится в «горку» (наклон вперед), то голова уйдет под воду, руки направятся ко дну и получится не скольжение, а ныряние. Можно предложить учащимся удерживать в ладонях воображаемый цветок; при скольжении кончик его стебелька должен находиться в воде, а головка— на воздухе.
При скольжении на спине руки можно удерживать вытянутыми за головой или вдоль тела, как удобнее, в зависимости от индивидуальных особенностей строения тела. В любом случае лицо должно находиться над водой (затылок на воде), таз — у поверхности воды (см. методические приемы к игре «Поплавок» у бортика»).
Приемы для расширения кругозора.
Детям можно сказать: «Представим, что вы все одинаково сильно оттолкнулись, от бортике) и выполнили скольжение до полной остановки. Но кто-то все же проскользит дальше. Почему? У него меньше лобовое сопротивление, лучшая обтекаемость тела. Очень «хитрыми» в этом отношении оказались китообразные, развивающие в воде скорость до 50 км/час. В результате естественного отбора в течение тысячелетий их тело приобрело торпедообразную форму, они избавились от всего, что мешает скольжению: шерсти, задних ног и даже ушных раковин. Их грудные плавники являются рулями глубины, поворотов и торможения».
Игра для изучения скольжения «Скользящие рыбы»
Играющие располагаются вдоль торцевого бортика и фронтально выполняют скольжение на боку. Побеждает тот, кто проскользит дальше всех, не нарушив, заданного положения тела и прямолинейности скольжения.
Методические указания.
Игру можно проводить заплывами. После выполнения скольжения играющий встает на месте своей остановки. Выполнившие задание не должны мешать другим играющим.
Чтобы выполнить скольжение на боку, надо, оттолкнувшись от бортика из исходного положения «поплавок» у бортика, мгновенно- после полного выпрямления тела во всех суставах, т. е. после кратковременного скольжения на груди, сделать мощный с ускорением гребок правой (левой) рукой до бедра по траектории, сходной с траекторией гребка в кроле на груди, и повернуть тело не левый (правый) бок. Ближние к поверхности воды нога и рука (прижав тая к телу) называются «верхними», к дну «нижними».
Варианты игры:
Продвижение на задержанном вдохе на боку, выполняя одновременные движения ногами (стопы «плавником») и нижней частью туловища вперед-назад (как рыбы хвостом).
Методические приемы.
Скольжение на боку является подготовительным упражнением для освоения поворота «маятником» и исходным положением для начала плавательных движений способом на боку. Поэтому важно освоить его качественно. Довольно часто, выполнив гребок до бедра, играющие выносят руку из воды, оставляя ее приподнятой, или, завершив пронос, обе руки вытягивают вперед. В данном случае надо детям посоветовать после гребка взяться за нижний край купального костюма. Иногда, выполнив гребок правой (левой) рукой, ребенок поворачивается на правый же (левый) бок. Помочь избавиться от этой, ошибки могут такие слова: «Голова лежит на «нижней» вытянутой, вперед руке, как на подушке». Если происходит нарушение прямолинейности движения,- что обычно связано со сгибанием туловища в пояснице (реже — прогибанием), то уместно дать контрастное задание, при сгибании— прогнуться, при разгибании — выпрямиться. Можно предложить: «Вытянись как стрела!», «Удерживай свое тело, натянутым как струна», «Тянись «нижней» рукой к противоположному бортику!»
Приемы для расширения кругозора.
Можно рассказать ребятам: «У большинства рыб тело сжато с боков, спинной плавник придает им большую устойчивость. А что обеспечивает устойчивость корабля?»
-
Игры на воде
-
Подвижные игры для изучения плавания
-
Игры на воде для обучения ходьбе, бегу, прыжкам, падениям на воду
-
Игры на воде для изучения ныряния часть 1
-
Игры для обучения ныряния часть 2
-
Игры на воде для изучения правильного дыхания
-
Игры на воде для изучения гребка и направления движения руками
-
Игры на воде для изучения скольжения
-