Методы определения уровня физической подготовленности школьников
Методы определения уровня физической подготовленности школьников
Одной из главных задач, решаемых в процессе физического воспитания, является обеспечение оптимального развития физических качеств, присущи человеку. Физическими качествами принято называть врождённые (генетические унаследованные) морфофункциональные качества, благодаря которым физическая активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности (В.И. Лях, 1996).
Оценка уровня физической подготовленности школьников проводилась путём определения основных физических качеств и сравнения их с государственными стандартами.
К основным физическим качествам относят мышечную силу, быстроту, выносливость, гибкость, и координацию.
Сила – эта способность человека преодолевать внешние сопротивления или противостоять ему за счёт мышечных усилий (напряжений). Самыми благоприятными периодами развития силы у мальчиков и юношей считаются возраст от 13-14 до 17-18 лет, а у девочек и девушек – от 11-12 до 15-16 лет, чему в немалой степени соответствует доля мышечной массы к общей массе тела (к 10-11 годам она составляет примерно 23%, к 14-15 годам – 33%, а к 17-18 годам – 45%). Следует отметить, что в указанные отрезки времени силовые способности в наибольшей степени поддаются целенаправленным воздействиям. При развитии силы следует учитывать морфофункциональные возможности растущего организма. (Ж.К.Холодов, В.С. Кузнецов, 2003).
В массовой практике для оценки уровня развития силовых качеств наиболее часто используют специальные контрольные упражнения.
Для определения собственно силовых возможностей у школьников, мы использовали метание теннисного мяча 2 классы, набивного меча сидя из-за головы 1,5 кг 6,9 классы. Метания теннисного мяча проходит на футбольном поле. Проводится перпендикулярная линия (за которую встаёт учащийся), и чертится разметка. Измеряется дальность броска в метрах. Бросок набивного мяча, движение руками из-за головы, сидя на полу, ноги врозь. Определяет силу мышц разгибателей туловища, плечевого пояса и частично рук. Измеряется дальность броска в метрах от линии стоп. Вес набивного мяча выбирается в зависимости от подготовленности учащихся. Ориентировочно – 1,5 кг.
Под скоростными способностями понимают возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени.
Наиболее благоприятными периодами развития скоростных способностей как у мальчиков, так и у девочек считается возраст от 7 до 11 лет. Несколько в меньшем темпе рост различных показателей быстроты продолжается с 11 до 14-15 лет. К этому возрасту фактически наступает стабилизация результатов в показателях быстроты простой реакции и максимальной чистоты движений. Половые различия в уровне развития скоростных способностей невелики до 12-13- летнего возраста. Позже мальчики начинают опережать девочек, особенно в показателях быстроты целостных двигательных действий -бег, плавание и т.д. (Л.П. Матвеев, 1991).
Для определения скоростных качеств школьников мы использовали бег на 30 м. Ученики парами вставали на линию старта и по команде учителя пробегали отрезок 30 м до финиша с максимальной скоростью. Время пробегания отрезка определяется по секундомеру с точностью до 0,1с.
Выносливость – это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности.
Развитие выносливости происходит от дошкольного возраста до 30 лет. Наиболее интенсивный прирост наблюдается с 14 до 20 лет. Главная задача при развитии выносливости у детей школьного возраста состоит в создании условий для неуклонного повышения обшей выносливости на основе различных видов двигательной деятельности, предусмотренных для освоения в обязательных программах физического воспитания (В.И. Лях, 1996).
Выносливость определялась в 6,9 классах в беге на 1500 м, во 2 классах упражнения на развитие выносливости не проводились. В забеге одновременно участвуют 6-8 человек, отдельно мальчики и девочки. Результат фиксируется с точностью до 1,0 с. Бег на 1500 метров проводится на стадионе или ровной грунтовой дорожке после предварительной разминки. Рекомендуется присутствие медперсонала.
В целях обеспечения медицинской безопасности тестированию обязательно должны предшествовать подводящие упражнения:
1) Пробегания укороченных отрезков (200 – 400 м) с интенсивностью 50 % от максимума и при ЧСС 120 – 140 уд/мин;
2) Пробегания всей дистанции по отрезкам в интервальном режиме (5 раз по 200 м с 5-минутным интервалами отдыха и ЧСС120 – 140 уд/мин;
3) Пробегания всей дистанции по отрезкам в интервальном режиме (5 раз по 200 м с уменьшающимися интервалами отдыха и постепенным увеличением интенсивности ЧСС от 120 – 140 уд/мин до 150 – 170 уд/мин;
4) Контрольные прикидки с учетом времени пробегания всей дистанции с постепенно возрастающей интенсивностью: от 50% до 75% от максимума и ЧСС от 120 – 140 уд/мин до 150 – 170 уд/мин;
5) Разрешается в процессе бега, в случае утомления, переходить на ходьбу.
Гибкость – это способность выполнять движения с большой амплитудой. Хорошая гибкость обеспечивает свободу, быстроту и экономичность движений, увеличивает путь эффективного приложения усилий при выполнении физических упражнений. Недостаточно развитая гибкость затрудняет координацию движений, так как ограничивает перемещения отдельных звеньев тела.
Наиболее интенсивно гибкость развивается до 15-17 лет. При этом для развития пассивной гибкости сенситивным периодом будет являться возраст 9-10 лет, а для активной – 10-14 лет. Целенаправленное развитие гибкости должно начинаться с 6-7 лет (Ж.К.Холодов, В.С. Кузнецов, 2003).
Показатели гибкости определялись по степени наклонна туловища вперёд. Испытуемый в положении стоя на скамейке наклоняется вперёд до предела, не сгибая ног в коленях. Гибкость оценивают с помощью линейки или ленты по расстоянию в сантиметрах от нулевой отметки до третьего пальца руки. Если при этом пальцы не достают до нулевой отметки, то измеренное расстояния обозначают знаком «минус» (-), а если опускаются ниже нулевой отметки – знаком «плюс» (+).
Двигательно-координационные способности – это способность человека быстро, оперативно, целесообразно, т.е. наиболее рационально, осваивать новые двигательные действия, успешно решать двигательные задачи в изменяющихся условиях.
Координационные способности имеют выраженные возрастные способности. Дети 4-6 лет обладают низким уровнем развития координации, нестабильной координацией симметричных движений. В возрасте 7-8 лет двигательные координации характеризуются неустойчивостью скоростных параметров и ритмичности. В период от 11 до 13-14 лет увеличивается точность дифференцировки мышечных усилий. Подростки 13-14 лет отличаются высокой способностью к усвоению сложных двигательных координаций. В возрасте 14-15 лет наблюдается некоторое снижение пространственного анализа и координации движений. В период 16-17 лет продолжается совершенствование двигательных координаций до уровня взрослых, а дифференцировка мышечных усилий достигает оптимального уровня (А.М. Максименко, 1999).
Координационные способности. определялись по показателям челночного бега 3×10 м. В зале, на расстоянии десяти метров друг от друга чертятся на полу две параллельные линии. По команде «Марш!» участники (участник) стартуют с первой линии, добегает до второй, переступает ее одной ногой, обязательно касаясь пола, поворачивается кругом и возвращается к линии старта. Необходимо выполнить максимально быстро 5 таких замкнутых циклов, поворачиваясь все время в одну и туже сторону (туда и обратно – один цикл). Не допускаются движения приставными шагами, повороты в разные стороны. Время засекается с точностью до 0.1 сек в момент пересечения линии, от которой выполнялся старт. Все участники должны быть в обуви, не дающей скольжения. Особое внимание необходимо обратить повороту во время бега. Для предотвращения травм стопы и коленного сустава отработать с учащимися правильную постановку стопы и туловища для вхождения в поворот и старт после поворота.
Испытуемый по команде «Марш!» пробегает пятиметровый отрезок берет брусок (5Х5Х10 см), пробегает второй отрезок, кладет брусок и, пробежав третий отрезок, заканчивает тест. Определяется время пробегания трех отрезков.
Полученные результаты были обработаны методом вариационной статистики и суммированы в таблицы 3.5