Оценка физического развития детей и подростков
Оценка физического развития детей и подростков
Исходными данными при изучения физического развития являются результаты антропометрических измерений, проводимых при плановых периодических медицинских осмотров. Программа данных обследований включает в себя измерения длинны тела (роста), массы тела, окружности грудной клетки.
Оценка уровня физического и гармонического развития детей и подростков проводилась путём сопоставления основных антропометрических признаков, с оценочными таблицами, составленными по шкалам регрессии, которая даёт возможность оценивать показатели массы тела и окружности грудной клетки в зависимости от длины тела (роста), т.е. по совокупности основных антропометрических показателей в их взаимосвязи. За основу оценки физического развития по шкалам регрессии принимается рост, как показатель, наиболее тесно связанный с уровнем биологической зрелости организма. Границы классов роста: низкий (1), ниже среднего (2), средний (3), выше среднего (4), и высокий (5) устанавливаются по среднему квадратическому отклонению (δ) данного признака, которое показывает, на сколько отличается показатели роста обследованных детей от средней величины признака, установленной для них в результате статистической обработки материала.
Значение каждого класса роста в школе регрессии отличается на 1 см роста, а в пределах каждого класса показатели роста располагаются с шагом в 1 см. Каждому значению роста вычислено среднее значение (Х) и пределы оптимальных отклонений веса и ОКГ в пределах первой и второй степени характеризуют 3-ю степень физического развития. Таким образом, шкала регрессии показывает, насколько и в каких пределах изменяется масса тела и окружность грудной клетки при измении роста на 1 см ( приложение 4-6).
Установление класса роста и соответствии ему веса и ОКГ по шкалам регрессии позволяет дать количественную оценку степени выраженности показателей физического развития их взаимосвязи, т.е. оценку гармонического развития детей и подростков. На практике для этой цели служит предложенная институтом гигиены детей и подростков МЗ России схема оценки физического развития школьников.
В соответствии с предложенной схемой выделяется 5 степеней оценки:
1 степень - хорошее (нормальное) гармоничное развитие. Сюда относятся лица, 2-3-4-5 классов роста со значением веса и ОКГ от - 1δдо + 2δ, у которых масса тела и ОКГ соответствует длине тела.
2 степень – ухудшенное, дисгармоничное развитие. Сюда относятся лица, 2-3-4-5 классов роста со значением веса и ОКГ от - 1δдо - 2δ от +2δдо +3δ.При ухудшенном, дисгармоничном развитии один из показателей (масса тела или ОКГ) не соответствует ростовым значениям
3 степень – плохое, дисгармоничном развитие. Сюда относятся лица 2-3-4-5 классов роста со значением веса и ОКГ в пределах от - 2δ и выше и от +3δ и выше.
4 степень - общая задержка (осталась) физического развития. Сюда относятся лица 1 и ниже классов роста, независимой от показателей веса и ОКГ.
5 степень – опережения физического развития. Сюда относятся лица 5-го класса роста независимо от показателей веса и ОКГ.
Несоответствие росту (отставания или превышения) одного из показателей говорит о дисгармоничном (непропорциональном) физическом развитии.