Методика проведения мониторинга здоровья школьников
Методика проведения мониторинга здоровья школьников
Описанные ниже пробы не требуют аппаратного оснащения, и могут быть проведены на уроках или факультативных занятиях (Н.К.Смирнов,2003). Их надо проводить не ранее чем через час после приёма пищи, лучше утром.
Противопоказания: повышенная температура, обострение хронического или развитие какого-либо острого заболевания.
Проба 1. Подсчитать частоту своего пульса в положении “сидя”. Можно это сделать за 15 секунд и умножить результат на 4 или за 20 секунд и умножить на 3. Юноши, у которых частота пульса 56-65 ударов-4 балла; 66-75 ударов-3 балла; 76-85 ударов-2 балла; более 85 – 1 бал. У девушек оцениваются показатели на 5 ударов больше (меньше 60 – 5 баллов и т.д.)
Проба 2. В положении “сидя” сделать спокойный выдох, затем такой же вдох, зажать двумя пальцами нос, закрыть рот, зафиксировать время, которое удаётся не дышать (но без напряжения). Результат 60 секунд и более оценивается в 5 баллов; 50-59 секунд -4; 40-49 секунд -3; 30-39 секунд -2; 20- 29 секунд – 1 балл.
Проба 3. Медленно присесть на корточки и спокойно побыть в этой позе без напряжения около минуты. Замерить частоту пульса за 15 секунд. Резко встать и вновь подсчитать пульс за 15 секунд. Если произошло учащения пульса на 1 удар – результат 5 баллов; на 2 удара – 4; на 3 удара – 3; на 4 удара – 2; на 5 и более ударов – 1 балл.
Проба 4. Подсчитать пульс за 15 секунд в спокойном состоянии. Сделать за 30 секунд 20 глубоких приседаний с вытягиванием рук вперёд. Вставая, руки опускать. Подсчитать пульс за 10 секунд немедленно после приседаний, прибавить к этой величине ещё 2 удара. Рассчитать, на сколько % повысилось число ударов пульса: если не более чем на 25% - 5 баллов; на 26-40 % -4; 41-55% - 3; на 56-70 % - 2 балла; более чем на 70% - 1 балл. При необходимости можно делать приседания, держась за край стола.
В итоге баллы суммируется. Проводится сравнительный анализ результатов и динамики показателей.