Разработка игры в ночное время для детей 13-16 лет на туристическом слёте
Опытпоказывает, что к ночным играм ребята проявляют повышенный интерес, и не только средних отрядов, но и старших. От участников игры «В ночном лесу» потребуются знания астрономии, топографии, лесных примет прогноза погоды. Кроме того, ребята должны уметь выбирать место ночлега, разжигать костер, находить ягоды и лекарственные травы, определять голос ночной птицы или животного. От физической сноровки ребят зависит успешность преодоления лесных преград.
Главным условием игры является передвижение по лесной трассе заданного маршрута ночью с помощью фонариков.
Участники. В игре участвуют средние и старшие отряды (дети 10—14 лет). Соревнования нужно проводить с учетом возраста: 10—12, 13—14 лет. Однако опыт показывает, что младшие ребята, бывает, побеждают старших. Поэтому вполне допустимо выявление абсолютного победителя. Состав 25—30 человек.
Место проведения.
Игра проводится в лесу. Длина маршрута около 1 км. Желательно, чтобы трасса проходила по непересекающимся лесным тропинкам. Если" это "условие соблюсти нельзя, на месте пересечения тропинок должен быть знак, указывающий направление движения. Вся трасса разбивается на 8—10 этапов.
Задания на этапах находятся в конвертах, прикрепленных на деревьях на уровне не ниже травы и не выше человеческого роста. Задача отряда — найти конверт и выполнить задание этапа. Конверты желательно крепить к дереву с не видимой по ходу движения отряда стороны. При этом деревья должны находиться на одной стороне движения не более 5 м от трассы. Расстояние между этапами устанавливается с учетом особенностей местности и характера заданий на этапах.
Задания на этапах.
Последовательность выполнения заданий на этапах связана с местностью (рельеф, растительность, препятствия). Предлагаем примерные задания на этапах и их последовательность.
1-й этап. Ориентация человека в ночном лесу. Вопросы могут быть следующие: 1) определить сторону света по Полярной звезде; 2) найти определенное созвездие, которое наблюдается в данное время в этой местности; 3) если на небе не видны звезды, то, используя дневные ориентиры (например, восход или заход солнца) знакомой местности, определить заданную часть света. Если трасса проходит по пересекающимся тропинкам, конверт с заданием желательно располагать у развилки дорог. Правильный ответ выведет отряд на нужную тропинку. Можно давать и другие задания, но они не должны требовать энциклопедических знаний по астрономии. На этом этапе достаточно одного задания. За неправильное выполнение задания дается 1 мин.
2-й этап. Требует знаний и умений пользоваться топографическими знаками в походных условиях. Здесь можно предложить ребятамопределить 3—4 знака. Вот некоторые наиболее простые знаки:
Подбирать знак желательно не только с целью контроля знаний, но и с использованием его при передвижении отряда. За каждую ошибку команда наказывается 1 мин. штрафа.
3-й этап. Определить погоду по природным знакам (3—4 вопроса). Например, хорошей погоде сопутствуют: прохлада после захода солнца; утренняя роса на траве; стелющийся утренний туман; стрекочут сверчки и кузнечики; вечером квакает лягушка; бабочки сидят на стволах деревьев и т. п. Плохую погоду надо ожидать, если: дождевые черви вылезают наружу; около луны и солнца виден круг; на восходе небо красное; дым от костра стелется по земле; цветы закрываются; рыбы выпрыгивают из воды. Отвечает на вопросы участник отряда по решению капитана. За каждый неправильный ответ команда получает 1 мин. штрафа.
4-й этап. Собрать определенное количество ягоД (землянику, чернику, малину и т. п.) — 10—20 штук. Выполняют это задание 2 человека на заранее отведенной поляне.
5-й этап. Найти лекарственные травы (осоку, ландыш, ромашку и т. д.) или листья для заварки чая (земляника, малина, брусника и др.). Задание выполняет весь отряд.
6-й этап. Собрать листья определенных деревьев, например, рябины, березы, клена, дуба и др.). Задание выполняет весь отряд.
При выполнении 4, 5, 6-го этапов нужно предварительно найти место или поляну в лесу и указать его отряду. При этом отряд не имеет права передвигаться по маршруту, не выполнив задания.
7-й этап. Ночлег в лесу. В районе нахождения конверта с заданием должны быть две поляны, но с разными условиями для ночлега. Команде .предстоит выбрать лучшее место, правильно и быстро развести костер, соорудить подстилку из лесного материала и расположиться на ночлег. При допущении 3 грубых ошибок в соответствии с правилами ночлега в лесу дается 1 мин. штрафа.
8-й этап. Сидя на привале, нужно определить голоса птиц или зверей данной местности. Надо правильно угадать голоса из 3— 4 вариантов. Голос воспроизводится через магнитофон. За каждый неугаданный голос команда наказывается штрафной минутой.
9-й 'этап. Преодоление хорошо замаскированного препятствия в виде проволоки, которая натянута на уровне 10—15 см от уровня земли. Такое препятствие может быть одно (обязательно в конце дистанции) или несколько. Каждое касание проволоки наказывается 2 мин. штрафа.
Организация и проведение игры.
Накануне перед игрой каждая команда (отряд) делегирует по 4—5 человек на методическое занятие, цель которого — научить ребят приемам и навыкам, необходимым для игры. При этом задания на этапах, их очередность не носят конкретного характера.
Руководство игрой возлагается на штаб. Из числа членов штаба выделяют по два посредника на отряд. Составляется расписание старта с учетом наступления сумерек. В назначенное время команды с двумя посредниками на отряд выходят на исходные, позиции: одна команда стартует с начала маршрута, другая — с конца. Команды будут двигаться навстречу друг другу, выполняя задания в конвертах, находящихся по правую (или левую) руку по ходу движения на деревьях в зоне не более 5 м от дороги. Таким образом, отряды не будут встречаться на одних и тех же заданиях. В этом случае один отряд проходит маршрут с 1-го по 9-й этапы, а другой — в обратном порядке.
В назначенное время посредники выводят команды отрядов на старт. У каждого отряда одинаковое количество фонариков (4—5). Впереди отряда капитан, который руководит действиями товарищей, позади — вожатые. Места посредников зависят от заданий на этапах, но один из них обязательно движется в первых рядах отряда.
После старта посредник следит за правильностью прохождения трассы. Как правило, участники игры будут двигаться, применяя ходьбу, а не бег, так как поиск заданий в конвертах затруднён сумерками. Если последний участник отряда прошел место, где спрятан конверт с заданием, то посредник возвращает отряд назад и указывает, где находится пакет. За эту ошибку отряд получает 2 мин. штрафа, но это не освобождает его от выполнения задания на этапе.
Найдя задание, капитан определяет членов команды, которые должны его выполнить (1, 2, 3, 4, 8-й этапы). Остальные задания выполняет вся команда. За неправильное выполнение каждого задания начисляют штрафные минуты. Финиш отряда регистрируют по последнему участнику отряда.
Определение победителя. Побеждает команда, затратившая меньше времени на прохождение трассы с учетом штрафных минут. Игра продолжается 30—40 мин.
Е. В. МОЛОТИЛОВ
-
Туризм
-
Объединенные Арабские Эмираты. Основная информация
-
Туры в Джохор-Бару, Малайзия
-
Разработка игры в ночное время для детей 13-16 лет на туристическом слёте
-
Лучшие места для рыбалки в Норвегии
-
Чешское рождество подарков
-
Импровизированные отельные тренажеры
-
Туры в Турне, Бельгия
-
Туры в Лион, Франция
-
Нам прибавилось забот: собираемся в поход
-
Виды йоги
-
Если тянет в горы
-
Стрелковый комплекс «Хантер» - увлекательный досуг для настоящих мужчин
-
Составление отчета о туристском походе
-
Научные путешествия или зачем при посещении Испании перевод на испанский язык с нотариальным заверением?
-
Отдых в Витязево черноморский курорт.
-
Отдых в Австрии в декабре
-
Горнолыжные курорты Италии, Валь ди Фьемме
-
Какой активный отдых выбрать?
-
Лазертаг в Москве: активный, веселый и полезный для здоровья досуг
-