Разработка сюжетного урока «А ну-ка отгадай!» ФГОС 1-2-3-4 класс
«А ну-ка отгадай!»
ЗАДАЧИ:
1. Формировать навык бега.
2. Формировать навык отталкивания в прыжках в длину.
3. Воспитывать быстроту, ловкость.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
1. Построение, приветствие. Учитель знакомит детей с содержанием урока: «Дети! Сегодня мы побываем с вами в чудеснейшем мире загадок. Но загадки будут непростыми. Отгадывая их, мы узнаем, какие животные и птицы живут в лесу, какие там растут грибы и ягоды? Дети, поднимите руки, кто из вас уже был в лесу? А кто знает, какие грибы растут там? …Молодцы! Хорошо знаете грибы. А теперь попробуйте отгадать, про какой гриб говорится в этой загадке?
Вдоль лесных дорожек много белых ножек,
В шляпах разноцветных, издали заметных,
Собирай не мешкай, это…
(Сыроежки).
Я в красной шапочке расту среди корней осиновых,
Меня узнаешь за версту, зовусь я…
(Подосиновик).
Растут на опушке рыжие подружки,
А зовут их…
(Волнушки).
Молодцы, отгадали! А вот еще загадка, но она не про грибы.
На припеке у пеньков много тонких стебельков,
Каждый тонкий стебелёк держит алый огонёк.
Разгибаем стебельки, собираем огоньки.
(Земляника).
Правильно, дети! Это земляника. Все ели эту маленькую, красненькую и очень сладкую ягодку».
«А какие звери живут в лесу? А кто из них самый большой?»
Дети хором отвечают: «Медведь».
«Правильно, медведь. А самый маленький? Правильно, мышка. Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Медведь и мышка».
2. Игра «Медведь и мышка».
Играющие располагаются по кругу, а в центре круга стоит водящий. Водящий говорит: «Медведь!» - все должны стать на носки, руки вверх. Если он скажет: «Мышь!» - все дети приседают, руки за голову. Кто допустит ошибку, тот меняется местами с водящим.
Вариант игры. Водящий выполняет движения противоположные названиям. Например, говорит: «Медведь!», а сам приседает. Играющие должны выполнить то, что слышали, а не то, что делает водящий.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Учитель загадывает загадку:
Через поле напрямик
Скачет белый воротник,
Что за зверь лесной
Встал, как столбик под сосной,
И стоит среди травы -
Уши больше головы.
(Заяц).
«Молодцы, дети! Этого зверька зовут заяц. А что любит есть зайчик?»
Дети отвечают: «Морковку, капусту».
Учитель: «Правильно, дети. А где растут морковь и капуста?»
Дети: «В огороде».
Учитель: «Сейчас мы с вами поиграем в игру «Зайцы в огороде».
3. Игра «Зайцы в огороде».
Все дети располагаются по кругу на расстоянии вытянутых рук. Это – «зайцы». В центре маленького круга водящий («сторож»). По сигналу учителя «зайцы» начинают прыгать на двух ногах, стремясь попасть в огород (малый круг). «Сторож», не выходя за пределы малого круга, старается поймать «зайцев» - коснуться рукой. Пойманные «зайцы» отходят в сторонку или помогают «сторожу». Когда они поймают 5-6 «зайцев», то назначается новый водящий. «Зайцы», прыгая в разные стороны, стараются чаще побывать в огороде. Побеждаю те, кто ни разу не был пойман, а также лучшие «сторожа», сумевшие поймать быстрее установленное количество «зайцев».
Учитель: «А вот еще, дети, загадка про зверей, живущих в лесу.
Хвост пушистый, мех золотистый,
В лес живёт, в деревне кур крадёт.
(Лиса).
Дети: «Лиса!»
Учитель: «Лиса – хитрый зверь. Она, как и заяц, является героем многих сказок и мультфильмов. Лиса может прибежать из леса к людям в гости. Но она не пьёт чая, не ест конфет, печенья, а ворует кур. Наша следующая игра так и называется «Лиса и куры».
4. Игра «Лиса и куры».
Посередине зала ставятся четыре гимнастические скамейки в виде квадрата, рейками вверх, это – «насест». Выбирается один водящий – «лиса» и один «охотник». Все остальные играющие – «куры». В одном углу очерчивается круг – это «нора», в которой помещается «лиса». В другом углу встаёт «охотник». «Куры» располагаются вокруг «насеста».
По сигналу учителя «куры» начинают то взлетать на «насест», то слетать с него, то просто ходить около «курятника» (около скамеек, образующих «курятник»). По второму установленному сигналу «лиса», подобравшись к «курятнику», ловит любую «курицу», касающуюся пола, хотя бы одной ногой. «Лиса» берёт пойманного за руку и ведёт в свою «нору». Если по пути ей встречается «охотник», то «лиса» выпускает «курицу», а сама убегает в «нору». Пойманная «курица» возвращается в «курятник», после чего все «куры» слетают с «насеста». Если «охотник» поймает «лису», то выбирается новая. Выигрывают игроки, не пойманные ни разу.
Учитель: «Кроме лисы в лесу есть ещё много хищников. Об одном из них говорится в нашей следующей загадке.
Кто зимой холодной бродит в лесу голодный.
Сероватый, зубастый по полю рыщет,
Телят, ягнят ищет.
(Волк).
Дети: «Волк».
Учитель: «Волк тоже приходит в гости к человеку. Он нападает на коз, овец, коров и других домашних животных. Пастуху надо очень внимательно следить за каждым животным.
Дети, а какую вы знаете игру, где главный герой – волк? Вы, конечно, вспомнили, это игра «Волк во рву». Мы сейчас в неё и поиграем, но сначала уберём скамейки.
5. Игра «Волк во рву».
Посередине площадки проводятся две параллельные линии на расстоянии 70-100 см одна от другой. Этот коридор – «ров». Два водящих «волка» встают во рву. Все остальные играющие – «козы» - размещаются на одной стороне площадки за линией «дома». На другой стороне площадки прочерчивается линией «пастбище».
По сигналу руководителя «козы» бегут из дома в пастбище и по дороге перепрыгивают через ров. «Волки», не выходя из рва, стараются осалить как можно больше «коз». Осаленные отходят в сторону, их считают, и они опять входят в игру. Затем по сигналу «козы» снова перебегают на другую сторону – в дом, а «волки» их ловят, когда они перепрыгивают ров. После двух перебежек выбираются новые «волки».
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
Учитель: «Кроме медведя, зайца, лисы, волка в лесу живут и другие звери. О них вы узнаете, отгадав следующие загадки.
С ветки на ветку быстрый, как мяч,
Прыгает по лесу рыжий циркач,
Вот на лету он шишку сорвал,
Прыгнул на ствол и в дупло убежал.
(Белка).
Кто на своей голове лес носит?
(Олень).
Не портной, а всю жизнь ходит с иголками.
Сердитый недотрога живёт в глуши лесной
Иголок очень много, а нитки – ни одной.
(Ёжик).
6. Игра «Белка, ёжик и олень».
Играющие встают по три, один за другим, в разных местах площадки. В каждой тройке первые – «белки», вторые – «ёжики», третьи – «олени». В центре площадки располагается водящий. По сигналу водящий произносит любое из трёх названий, данных участникам игры. Например, если водящий скажет: «Белка», то все играющие, имеющие это название, должны поменяться местами. Все остальные остаются на своих местах. Водящий занимает свободное место. Тот, кому не хватило места при перебежке, становится водящим. Можно назвать сразу два названия. Побеждаю игроки, которые ни разу не были водящими.
Учитель: «В заключении, дети, я хочу вам сказать, чтобы вы бережно относились ко всему, что растёт и живёт в лесу. Если вы не будете беречь лес, то в нём не будут жить животные, петь птицы. А если не будет их, то и не будет таких интересных, весёлых игр.