Особенности соревновательной деятельности в "большом теннисе"
Эффективность управления спортивной тренировкой во многом зависит от точных представлений о структуре соревновательной деятельности.
Изучением закономерностей соревновательной деятельности, ее структуры и особенностей занимались Матвеев Л.П., Платонов В.П., Шустин Б.П. В различных видах спортивных игр к вопросу изучения количественных характеристик соревновательной деятельности, ее оценки обращались многие авторы: в футболе - Гаджиев Г.М., в гандболе - Игнатьева В.Я., Портнов Ю.М., в волейболе - Беляев А.В., в настольном теннисе - Барчукова Г.В.
Особый интерес вызывают характеристики соревновательной деятельности в индивидуальных видах спорта и, прежде всего, в теннисе.
Этот вид спорта имеет наибольшую степень схожести по технике, тактике, особенностям соревновательной деятельности с теннисом.
Соревновательная деятельность в теннисе, также как и в теннисе, имеет ряд специфических особенностей, знание которых необходимо для рационального планирования подготовки игроков, в частности подбора таких средств тренировки, которые были бы адекватны соревновательным нагрузкам.
Так в одной из своих работ Белиц-Гейман С.П. рассматривает вопросы анализа и оценки соревновательной деятельности теннисиста. Он считает, что результаты подготовки должны регулярно проверяться по главным модельным характеристикам соревновательной деятельности.
«Значения таких характеристик - это своего рода педагогические ориентиры и рычаги педагогического воздействия на спортсмена». В качестве модельных, по мнению автора целесообразно избрать в первую очередь те характеристики, которые оказывают решающее влияние на исход соревновательной борьбы, показывают меру соответствия соревновательной деятельности передовым тенденциям ее развития и могут объективно, точно оцениваться, причем как в отношении соревновательной деятельности в целом, так и по каждому виду используемых действий.
Изучением характеристик игры занимались в разное время Скородумова А.П.; Наумко А.И., Зак А.Л., Жихарева О.И.; Белиц-Гейман С.П.; Шмагина М.И.
В работах этих авторов определены такие показатели как: количество ударов в матче, длительность геймов и сетов, длительность пауз отдыха, длина отрезков, пробегаемых в матче, процент использования различных ударов, темп игры и др. Выделены также три основных вида интервалов отдыха: на смену направления подачи (первый, второй квадрат), на переход подачи от одного игрока к другому и на смену сторон площадки через два гейма. Все паузы нестабильны по времени. Зная, что эффект от выполнения той или иной нагрузки во многом зависит от чередования фаз работы и отдыха, продолжительности интервалов отдыха, характера отдыха, необходимо при отборе средств воспитания скоростно-силовых качеств учитывать соответствующие данные, характерные для соревновательной деятельности.
При этом, как указывают некоторые авторы, очень важно добиваться соответствия тренировочных средств основному спортивному упражнению.
В качестве критериев сходства берутся следующие показатели: амплитуда и направленность движений, акцентируемый участок рабочей амплитуды, максимум усилия и время его проявления, режим работы.
Игнатьева В.Я. предлагает широко использовать подводящие игры, так как они содержат элементы игры в гандбол. Основными критериями здесь считается адекватность нагрузки соревновательной работе, т.е. работа при ЧСС = 160 уд/мин, отдыхе 20 с. и уровне 88-89 % от МПК.
В баскетболе Корягин В.М. предложил следующую систематизацию упражнений но направленности:
1) упражнения аэробной направленности при ЧСС не выше 150 уд/мин;
2) упражнений аэробно-анаэробной направленности при ЧСС не выше 190 уд/мин;
3) упражнений анаэробной направленности.
Этот же автор показывает, что характер распределения средств и их объемы значительно отличаются от условий применения аналогичных средств в циклических видах спорта. Это утверждение еще раз напоминает о необходимости тщательно изучать специфику избранного вида спорта и планировать тренировку, опираясь на значения этих специфических особенностей.
Беляев А.В. по характеру ответных физиологических реакций разделил специальные упражнения волейболистов на следующие группы:
а) упражнения преимущественно аэробной направленности; интенсивность выполнения - умеренная; ЧСС не выше 150 уд/мин, при продолжительности упражнений от 10 мин и более;
б) упражнения анаэробно-алактатной направленности, выполняются с максимальной интенсивностью, паузы отдыха между упражнениями - 1,5-2 мин; продолжительность выполнения упражнений - от 10 до 30 с.;
в) упражнения аэробно-анаэробной направленности; с высокой интенсивностью перемещений; ЧСС до 190 уд/мин;
г) упражнения анаэробно-гликолитической направленности; интенсивность - близкая к максимальной; продолжительность выполнения упражнения до 3-4 мин, паузы отдыха между упражнениями - 3-4 мин.
При изучении соревновательной деятельности теннисистов Голенко В.А. получил интересные данные, касающиеся длительности розыгрыша очков и количества ударов в розыгрыше у игроков высокой квалификации.
Анализ экспериментальных материалов позволил ему предположить, что розыгрыш очков с максимальной интенсивностью следует классифицировать по временным периодам следующим образом:
- от 3 с. до 10 с. - задействован анаэробно-алактатный механизм ресинтеза АТФ;
- от 10 с. до 15 с. - алактатно-лактатный с преимуществом алактатного механизма;
- от 15 с. до 20 с. - смешанный алактатно-лактатный механизм с преимуществом лактатного;
- более 20 с. - лактатный.
Он не предлагает определенные показатели ЧСС для каждого режима работы, а отмечает, что ЧСС на уровне 180 уд/мин и выше бывает при розыгрыше очков длительностью до 5 сек, темп которых соответствует 26 уд/мин и более. В тоже время подобные показатели ЧСС могут быть получены при розыгрыше очков длительностью более 15 сек. в темпе 20-24 уд/мин при значительных перемещениях теннисистов по площадке.
В двух опубликованных работах Жбанкова О.В. подчеркивается, что для повышения мастерства теннисистов необходимо повышение уровня их скоростно-силовой подготовленности. Предложено пять тестов для контроля этого вида подготовленности и графическое изображение результатов тестирования. Конкретные рекомендации по методике совершенствования этого вида подготовки в публикациях отсутствуют.
Разработка современной системы подготовки теннисистов успешно осуществлялась отечественными специалистами. Вопросам технической, тактической, психологической подготовки теннисистов посвящены специальные разделы в книгах, выпущенных в 70-90 годах прошлого века. В это же время были выпущены программные материалы и методические рекомендации по подготовке теннисистов. Ряд пособий раскрывающих вопросы, связанные с подготовкой юных теннисистов, где основной упор сделан на описание техники и тактики.
В процессе литературного поиска удалось найти всего две диссертации, защищенных на материале тенниса. Одна посвящена обучению технике нападающего удара, другая связана с изучением влияния лабильности нервной системы на скорость вылета мячика при ударах .
Важные положения современной системы подготовки теннисистов изложены в научных работах, опубликованных в последние годы. Ряд интересных статей, основанных на инструментальных исследованиях, опубликованы в журнале «Теория и практика физической культуры». В одной из них рассматриваются вопросы коррекции тренировочного процесса на основе оценки функционального состояния теннисистов. В другой предлагается система тестов для оценки перспективных возможностей спортсменов. Есть также статьи, посвященные оперативной оценке техники [ и эффективности действий теннисистов.
Вопросам изучения скоростно-силовой подготовки теннисистов посвящено крайне малое количество работ. Всего лишь две статьи Жбанкова О.В. имеют отношение к скоростно-силовой подготовке теннисистов .