Образовательная программа Юные туристы
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ЮНЫЕ ТУРИСТЫ
Адаптированная программа рассчитана на два года обучения, рекомендуемый возраст обучающихся 9-15 лет.
Пояснительная записка
Предлагаемый учебный план и программа разработаны на основе программы М.И. Краймана «Юные туристы» учетом новых нормативных документов по самодеятельному туризму и в соответствии с опытом руководителя.
Предлагаемая в программе тематика занятий кружка юных туристов имеет в виду прежде ознакомление обучаемых со своим краем, овладение определенным кругом знаний и умений, необходимых путешественникам.
Кружки юных туристов могут иметь самую разнообразную тематическую направленность в зависимости от местных условий, интересов и умений руководителя.
Участники могут включаться в массовые походы, проводимые в нашей стране.
Содержание занятий, походов и экскурсий может определяться и задачей, поставленной перед кружком.
Программа начальной подготовки рассчитана на 2 года обучения. В кружок могут записаться все желающие, как правило, начиная с третьего класса /с 9 лет/. Желательный состав – учащиеся одной параллели. Участники кружка должны получить разрешение врача на участие в походах и соревнованиях. Медицинский осмотр проводится также перед отправлением в летнее многодневное путешествие. Желательно провести осмотр, и после возвращения из путешествия.
Руководитель кружка должен иметь опыт участия в туристских походах, путешествиях и соревнованиях. Для проведения отдельных занятий могут приглашаться специалисты.
На занятиях, в походах, соревнованиях и экскурсиях юные туристы должны научиться:
- составлять план путешествия и разрабатывать маршрут;
- фиксировать наблюдения;
- проводить простейшие исследования, обрабатывать и коллекционировать собранные материалы;
- вести наблюдение за погодой и составлять прогнозы;
- ориентироваться на незнакомой местности при помощи карты, компаса и по различным особенностям местных предметов;
- делать пешие переходы с грузом, оказывать первую доврачебную помощь;
- ставить палатку, разводить костер, готовить пищу, изготовлять простейшее туристское оборудование.
Усвоение программы и участие в походах позволит учащимся выполнить требования на значки «Юный турист», «Турист России», а также на юношеские разряды.
Занятия кружка юных туристов носят преимущественно практический характер, лишь небольшая их часть проводится в форме бесед и лекций.
План занятий необходимо строить так, чтобы перед учащимися всегда стояла ближайшая и доступная им цель – экскурсия к интересному объекту, поход с ночевкой, участие в туристском соревновании или соревновании по спортивному ориентированию и т.д. Одновременно следует добиваться, чтобы учащиеся хорошо понимали, что ведущей целью занятий является многодневное летнее путешествие.
Темы для занятий подбираются в зависимости от общей цели кружка, подготовленности группы и длительности маршрута. Часто в план одного занятия входят различные темы.
Поход протяженностью в несколько километров явится хорошей тренировкой перед многодневным путешествием, а фиксация наблюдений поможет в будущих путешествиях и экспедициях вести содержательные записи для отчета. После похода на занятии обсуждаются его итоги, а затем одни юные туристы делают фотомонтаж, другие обрабатывают дневник. Конечно, это следует проводить так, чтобы не нарушать цельности занятия и не допустить перегрузки учащихся.
Содержание занятий следует постепенно усложнять. Например, от бесед о картах и топографических знаках переходить к решению топографических задач, участию в топографических играх, а затем и к самостоятельному движению с картой, от небольших прогулок – к однодневным походам.
Руководитель должен обеспечить условия для безопасного проведения походов, путешествий. С этой целью ему необходимо подробно ознакомиться с Инструкцией по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами РФ, узнать о всех особенностях маршрута, в зимних походах своевременно договориться о ночлеге в сельских школах, строго придерживаться норм переходов, советов по проведению купания; научить участников похода преодолевать препятствия, приемам самоконтроля; уметь оказывать первую доврачебную помощь.
Распределять обязанности в каждом походе следует так, чтобы к исполнению их каждый раз привлекались различные члены кружка. Это позволит к началу многодневного путешествия выявить наиболее способных к той или иной работе юных туристов.
В первые месяцы занятий необходимо провести собрание родителей, подробно рассказать о плане занятий и мероприятий, об условии их проведения, о личном снаряжении юных туристов.
У каждого участника кружка должна быть записная книжка, куда записываются се сведения, услышанные на занятиях, заносятся впечатления о походах и экскурсиях.
Занятия целесообразно организовать таким образом: одно теоретическое или практическое (или совмещенное – в начале теория, затем практика) занятие в неделю в помещении и один - два похода или практических занятий на местности.
Часть работ (копирование карт, печатание фотографий, закупка продуктов и т.п.) выполняются участниками кружка как на занятиях, так и как домашнее задание. По отдельным темам такого задания могут планироваться консультации.
Многодневное путешествие осуществляется во время летних каникул в соответствии с темой и планом кружка. Длительность его зависит от возраста и подготовленности участников, отдаленности района похода, материальных затрат и других условий. Туристское многодневное путешествие проводится сроком до 5 дней или более. Собранные в многодневном путешествии материалы частично обрабатываются сразу по возвращении из похода, а окончательно – с началом занятий в школе. Составление отчета, коллекций, изготовление иллюстрированной схемы маршрута, оформление дневника, подготовка к вечеру являются заключительным этапом путешествия.
Тематический план
1 год обучения
№ |
Наименование темы |
Количество часов |
||
Всего |
Теория |
Практика |
||
1 |
Чем полезны и интересны туристские походы и путешествия |
2 |
2 |
-- |
2 |
Наш край |
20 |
4 |
16 |
3 |
Как организовать туристское путешествие |
20 |
4 |
16 |
4 |
Топографическая подготовка юного туриста. Ориентирование на местности |
19 |
5 |
14 |
5 |
Физическая подготовка юного туриста. Преодоление препятствий в походе. |
24 |
2 |
22 |
6 |
Особенности лыжных походов. |
10 |
2 |
8 |
7 |
Краеведческие наблюдения. Фиксирование их в походе. |
12 |
2 |
10 |
8 |
Изучение и охрана природы. |
10 |
4 |
6 |
9 |
Изучение и охрана памятников истории и культуры. |
8 |
2 |
6 |
10 |
Наблюдение за погодой в природе. |
4 |
2 |
2 |
11 |
Туристское снаряжение. |
10 |
2 |
8 |
12 |
Туристский быт. |
14 |
2 |
12 |
13 |
Гигиена туриста. Первая доврачебная помощь в походе. |
8 |
4 |
4 |
14 |
Подведение итогов похода. |
16 |
-- |
16 |
15 |
Туристские слеты и соревнования. |
30 |
4 |
26 |
16 |
Специальная подготовка к летнему многодневному путешествию |
9 |
3 |
6 |
17 |
Туристское путешествие. |
-- |
-- |
-- |
|
Итого: |
216 |
44 |
172 |
КАЧАТЬ ПОЛНОСТЬЮ Образовательная программа " Юные туристы"