Примерная рабочая программа по учебной дисциплине физическая культура для среднего профессионального образования
ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
Примерное содержание учебной дисциплины
Теоретическая часть
Практическая часть
Примерный тематический план
Требования к результатам обучения
Требования к результатам обучения специальной медицинской группы
Примерные обязательные контрольные задания для определения и оценки уровня физической подготовленности обучающихся
Оценка уровня физической подготовленности юношей основной медицинской группы
Оценка уровня физической подготовленности девушек основной медицинской группы
Рекомендуемая литература
Пояснительная записка
Примерная программа учебной дисциплины «Физическая культура» предназначена для организации занятий по физической культуре в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.
Согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) физическая культура осваивается как базовый учебный предмет в учреждениях начального профессионального образования (далее — НПО) и среднего профессионального образования (далее — СПО) независимо от профиля профессионального образования: в учреждениях НПО — в объеме 156 часов, в учреждениях СПО — 78 часов.
Примерная программа ориентирована на достижение следующих целей:
развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья; формирование устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к собственному здоровью, в занятиях физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью;· овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания, обогащение индивидуального опыта занятий специально-прикладными физическими упражнениями и базовыми видами спорта;
· овладение системой профессионально и жизненно значимых практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья;
· освоение системы знаний о занятиях физической культурой, их роли и значении в формировании здорового образа жизни и социальных ориентаций;
· приобретение компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, овладение навыками творческого сотрудничества в коллективных формах занятий физическими упражнениями.
Основу примерной программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.
Примерная программа «Физическая культура» направлена на укрепление здоровья, повышение физического потенциала работоспособности обучающихся, на формирование у них жизненных, социальных и профессиональных мотиваций.
Программа содержит теоретическую и практическую части. Теоретический материал имеет валеологическую и профессиональную направленность. Его освоение обеспечивает формирование мировоззренческой системы научно-практических основ физической культуры, осознание обучающимися значения здорового образа жизни и двигательной активности в профессиональном росте и адаптации к изменяющемуся рынку труда.
Практическая часть предусматривает организацию учебно-методических и учебно-тренировочных занятий.
Содержание учебно-методических занятий обеспечивает: ознакомление обучающихся с основами валеологии; формирование установки на психическое и физическое здоровье; освоение методов профилактики профессиональных заболеваний; овладение приемами массажа и самомассажа, психорегулирующими упражнениями; знакомство с тестами, позволяющими самостоятельно анализировать состояние здоровья и профессиональной активности; овладение основными приемами неотложной доврачебной помощи. Темы учебно-методических занятий определяются по выбору из числа предложенных программой.
На учебно-методических занятиях преподаватель проводит консультации обучающихся, на которых по результатам тестирования помогает определить индивидуальную двигательную нагрузку с оздоровительной и профессиональной направленностью.
Учебно-тренировочные занятия содействуют развитию физических качеств, повышению уровня функциональных и двигательных способностей организма, укреплению здоровья обучающихся, а также предупреждению и профилактике профессиональных заболеваний.
Для организации учебно-тренировочных занятий обучающихся первого и второго курсов учреждений НПО и СПО в программу кроме обязательных видов спорта (легкая атлетика, кроссовая подготовка, лыжи, плавание, гимнастика, спортивные игры) дополнительно включены нетрадиционные виды спорта (ритмическая и атлетическая гимнастика, ушу, стретчинг, таэквондо, армрестлинг, пауэрлифтинг и др.).
В тексте примерной программы вариативные компоненты содержания обучения выделены курсивом.
Примерная программа учебной дисциплины «Физическая культура» служит основой для разработки рабочих программ, в которых образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования уточняют последовательность изучения учебного материала, характер учебно-методических и учебно-тренировочных занятий, распределение учебных часов.
Программа может использоваться другими образовательными учреждениями, реализующими образовательную программу среднего (полного) общего образования.
ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Введение
Современное состояние физической культуры и спорта. Современные оздоровительные системы физического воспитания, их роль в формировании здорового образа жизни, сохранении творческой активности и долголетия, предупреждении профессиональных заболеваний и вредных привычек, поддержании репродуктивной функции. Особенности организации физического воспитания в учреждениях НПО и СПО (валеологическая и профессиональная направленность).
Требования к технике безопасности на занятиях физическими упражнениями разной направленности (в условиях спортивного зала и спортивных площадок).
1. Основы здорового образа жизни. Физическая культура в обеспечении здоровья
Здоровье человека, его ценность и значимость для профессионала. Взаимосвязь общей культуры обучающихся и их образа жизни. Современное состояние здоровья молодежи. Личное отношение к здоровью как условие формирования здорового образа жизни. Двигательная активность.
Влияние экологических факторов на здоровье человека. О вреде и профилактике курения, алкоголизма, наркомании. Влияние наследственных заболеваний в формировании здорового образа жизни. Рациональное питание и профессия. Режим в трудовой и учебной деятельности. Активный отдых. Вводная и производственная гимнастика. Гигиенические средства оздоровления и управления работоспособностью: закаливание, личная гигиена, гидропроцедуры, бани, массаж. Материнство и валеология. Профилактика профессиональных заболеваний средствами и методами физического воспитания.
2. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями
Мотивация и целенаправленность самостоятельных занятий, их формы и содержание.
Организация занятий физическими упражнениями различной направленности. Особенности самостоятельных занятий для юношей и девушек. Основные принципы построения самостоятельных занятий и их гигиена. Коррекция фигуры. Основные признаки утомления. Факторы регуляции нагрузки. Тесты для определения оптимальной индивидуальной нагрузки. Сенситивность в развитии профилирующих двигательных качеств.
3. Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом. Контроль уровня совершенствования профессионально важных психофизиологических качеств
Диагностика и самодиагностика состояния организма учащегося при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом. Врачебный контроль, его содержание. Самоконтроль, его основные методы, показатели и критерии оценки, использование методов стандартов, антропометрических индексов, номограмм, функциональных проб, упражнений — тестов для оценки физического развития, телосложения, функционального состояния организма, физической подготовленности. Коррекция содержания и методики занятий физическими упражнениями и спортом по результатам показателей контроля. Контроль (тестирование) уровня совершенствования профессионально важных психофизиологических качеств.
4. Психофизиологические основы учебного и производственного труда. Средства физической культуры в регулировании работоспособности
Психофизиологическая характеристика будущей производственной деятельности и учебного труда обучающихся учреждений НПО и СПО. Динамика работоспособности обучающихся в учебном году и факторы, ее определяющие. Основные причины изменения общего состояния обучающихся в период экзаменационной сессии. Критерии нервно-эмоционального, психического, и психофизического утомления обучающихся. Методы повышения эффективности производственного и учебного труда. Значение мышечной релаксации.
Аутотренинг и его использование для повышения работоспособности.
5. Физическая культура в профессиональной деятельности специалиста
Личная и социально-экономическая необходимость специальной оздоровительной и психофизической подготовки к труду. Оздоровительные и профилированные методы физического воспитания при занятиях различными видами двигательной активности. Профилактика профессиональных заболеваний средствами и методами физического воспитания. Контроль (тестирование) состояния здоровья, двигательных качеств, психофизиологических функций, к которым профессия (специальность) предъявляет повышенные требования.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Учебно-методическая
Содержание учебно-методических занятий определяется по выбору преподавателя с учетом интересов обучающихся.
1. Простейшие методики самооценки работоспособности, усталости, утомления и применение средств физической культуры для их направленной коррекции. Использование методов самоконтроля, стандартов, индексов.
2. Методика составления и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями гигиенической и профессиональной направленности. Методика активного отдыха в ходе профессиональной деятельности по избранному направлению.
3. Массаж и самомассаж при физическом и умственном утомлении.
4. Физические упражнения для профилактики и коррекции нарушения опорно-двигательного аппарата. Профилактика профессиональных заболеваний средствами и методами физического воспитания. Физические упражнения для коррекции зрения.
5. Составление и проведение комплексов утренней, вводной и производственной гимнастики с учетом направления будущей профессиональной деятельности обучающихся.
6. Методика определения профессионально значимых психофизиологических и двигательных качеств на основе профессиограммы специалиста. Спортограмма и профессиограмма.
7. Самооценка и анализ выполнения обязательных тестов состояния здоровья и общефизической подготовки. Методика самоконтроля за уровнем развития профессионально значимых качеств и свойств личности.
8. Ведение личного дневника самоконтроля (индивидуальная карта здоровья). Определение уровня здоровья (по Э.Н. Вайнеру).
9. Индивидуальная оздоровительная программа двигательной активности с учетом профессиональной направленности.
Учебно-тренировочная
При проведении учебно-тренировочных занятий преподаватель определяет оптимальный объем физической нагрузки, опираясь на данные о состоянии здоровья обучающихся, дает индивидуальные рекомендации к занятиям по тому или иному виду спорта.
1. Легкая атлетика. Кроссовая подготовка
Решает задачи поддержки и укрепления здоровья. Способствует развитию выносливости, быстроты, скоростно-силовых качеств, упорства, трудолюбия, внимания, восприятия, мышления.
Кроссовая подготовка: высокий и низкий старт, стартовый разгон, финиширование; бег 100 м, эстафетный бег 4´100 м, 4´400 м; бег по прямой с различной скоростью, равномерный бег на дистанцию 2000 м (девушки) и 3000 м (юноши), прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги»; прыжки в высоту способами: «прогнувшись», перешагивания, «ножницы», перекидной; метание гранаты весом 500 г (девушки) и 700 г (юноши); толкание ядра.
2. Лыжная подготовка
Решает оздоровительные задачи, задачи активного отдыха. Увеличивает резервные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышает защитные функции организма. Совершенствует силовую выносливость, координацию движений. Воспитывает смелость, выдержку, упорство в достижении цели.
Переход с одновременных лыжных ходов на попеременные. Преодоление подъемов и препятствий. Переход с хода на ход в зависимости от условий дистанции и состояния лыжни. Элементы тактики лыжных гонок: распределение сил, лидирование, обгон, финиширование и др. Прохождение дистанции до 3 км (девушки) и 5 км (юноши). Основные элементы тактики в лыжных гонках. Правила соревнований. Техника безопасности при занятиях лыжным спортом. Первая помощь при травмах и обморожениях.
3. Гимнастика
Решает оздоровительные и профилактические задачи. Развивает силу, выносливость, координацию, гибкость, равновесие, сенсоторику. Совершенствует память, внимание, целеустремленность, мышление.
Общеразвивающие упражнения, упражнения в паре с партнером, упражнения с гантелями, с набивными мячами, упражнения с мячом, обручем (девушки). Упражнения для профилактики профессиональных заболеваний (упражнения в чередовании напряжения с расслаблением, упражнения для коррекции нарушений осанки, упражнения на внимание, висы и упоры, упражнения у гимнастической стенки). Упражнения для коррекции зрения. Комплексы упражнений вводной и производственной гимнастики.
4. Спортивные игры
Проведение спортивных игр способствует совершенствованию профессиональной двигательной подготовленности, укреплению здоровья, в том числе развитию координационных способностей, ориентации в пространстве, скорости реакции; дифференцировке пространственных временных и силовых параметров движения, формированию двигательной активности, силовой и скоростной выносливости; совершенствованию взрывной силы; развитию таких личностных качеств, как восприятие, внимание, память, воображение, согласованность групповых взаимодействий, быстрое принятие решений; воспитанию волевых качеств, инициативности и самостоятельности.
Из перечисленных спортивных игр образовательное учреждение выбирает те, для проведения которых есть условия, материально-техническое оснащение, которые в большей степени направлены на предупреждение и профилактику профзаболеваний, отвечают климатическим условиям региона.
Волейбол
Исходное положение (стойки), перемещения, передача, подача, нападающий удар, прием мяча снизу двумя руками, прием мяча одной рукой с последующим нападением и перекатом в сторону, на бедро и спину, прием мяча одной рукой в падении вперед и последующим скольжением на груди-животе, блокирование, тактика нападения, тактика защиты. Правила игры. Техника безопасности игры. Игра по упрощенным правилам волейбола. Игра по правилам.
Баскетбол
Ловля и передача мяча, ведение, броски мяча в корзину (с места, в движении, прыжком), вырывание и выбивание (приемы овладения мячом), прием техники защиты - перехват, приемы, применяемые против броска, накрывание, тактика нападения, тактика защиты. Правила игры. Техника безопасности игры. Игра по упрощенным правилам баскетбола. Игра по правилам.
Ручной мяч
Передача и ловля мяча в тройках, передача и ловля мяча с откосом от площадки, бросок мяча из опорного положения с сопротивлением защитнику, перехваты мяча, выбивание или отбор мяча, тактика игры, скрестное перемещение, подстраховка защитника, нападение, контратака.
Футбол (для юношей)
Удар по летящему мячу средней частью подъема ноги, удары головой на месте и в прыжке, остановка мяча ногой, грудью, отбор мяча, обманные движения, техника игры вратаря, тактика защиты, тактика нападения. Правила игры. Техника безопасности игры. Игра по упрощенным правилам на площадках разных размеров. Игра по правилам.
5. Плавание
Занятия позволяют учащимся повышать потенциальные возможности дыхательной и сердечно-сосудистой систем. В процессе занятий совершенствуются основные двигательные качества: сила, выносливость, быстрота. В образовательных учреждениях, где есть условия, продолжается этап углубленного закрепления пройденного материала, направленного на приобретение навыка надежного и длительного плавания в глубокой воде.
Специальные плавательные упражнения для изучения (закрепления) кроля на груди, спине, брасса. Старты. Повороты, ныряние ногами и головой. Плавание до 400 м. Упражнения по совершенствованию техники движений рук, ног, туловища, плавание в полной координации.
Плавание на боку, на спине. Плавание в одежде. Освобождение от одежды в воде. Плавание в умеренном и попеременном темпе до 600 м. Проплывание отрезков 25–100 м по 2–6 раз. Специальные подготовительные, общеразвивающие и подводящие упражнения на суше. Элементы и игра в водное поло (юноши), элементы фигурного плавания (девушки). Правила плавания в открытом водоеме. Доврачебная помощь пострадавшему. Техника безопасности при занятиях плаванием в открытых водоемах и в бассейне.
Самоконтроль при занятиях плаванием.
6. Виды спорта по выбору
Ритмическая гимнастика
Занятия способствуют совершенствованию координационных способностей, выносливости, ловкости, гибкости, коррекции фигуры. Оказывают оздоровительное влияние на сердечно-сосудистую, дыхательную, нервно-мышечную системы. Использование музыкального сопровождения совершенствует чувство ритма.
Индивидуально подобранные композиции из упражнений, выполняемых с разной амплитудой, траекторией, ритмом, темпом, пространственной точностью. Комплекс упражнений с профессиональной направленностью из 26–30 движений.
Атлетическая гимнастика, работа на тренажерах
Решает задачи коррекции фигуры, дифференцировки силовых характеристик движений, совершенствует регуляцию мышечного тонуса. Воспитывает абсолютную и относительную силу избранных групп мышц.
Круговой метод тренировки для развития силы основных мышечных групп с эспандерами, амортизаторами из резины, гантелями, гирей, штангой. Техника безопасности занятий.
Элементы единоборства
Знакомство с видами единоборств и их влиянием на развитие физических, нравственных и волевых качеств.
Каратэ-до, айкидо, таэквондо (восточные единоборства) развивают сложно-координационные движения, психофизические навыки (предчувствие ситуации, мгновенный анализ сложившейся ситуации, умение избежать стресс, снятие психического напряжения, релаксация, регуляция процессов психического возбуждения и торможения, уверенность и спокойствие, способность принимать правильное решение мгновенно).
Дзю-до, самбо, греко-римская, вольная борьба формируют психофизические навыки (преодоление, предчувствие, выбор правильного решения, настойчивость, терпение), обучают приемам самозащиты и зашиты, развивают физические качества (статическую и динамическую силы, силовую выносливость, общую выносливость, гибкость).
Приемы самостраховки. Приемы борьбы лежа и стоя. Учебная схватка. Подвижные игры типа «Сила и ловкость», «Борьба всадников», «Борьба двое против двоих» и т.д. силовые упражнения и единоборства в парах. Овладение приемами страховки, подвижные игры. Самоконтроль при занятиях единоборствами.
Правила соревнований по одному из видов единоборств. Гигиена борца. Техника безопасности в ходе единоборств.
Дыхательная гимнастика
Упражнения дыхательной гимнастики могут быть использованы в качестве профилактического средства физического воспитания.
Дыхательная гимнастика используется для повышения основных функциональных систем: дыхательной и сердечно-сосудистой. Позволяет увеличивать жизненную емкость легких. Классические методы дыхания при выполнении движений. Дыхательные упражнения йогов. Современные методики дыхательной гимнастики (Лобановой-Поповой, Стрельниковой, Бутейко).
Спортивная аэробика
Занятия спортивной аэробикой совершенствуют чувство темпа, ритма, координацию движений, гибкость, силу, выносливость.
Комбинация из спортивно-гимнастических и акробатических элементов. Обязательные элементы: подскоки, амплитудные махи ногами, упражнения для мышц живота, отжимание в упоре лежа – четырехкратное исполнение подряд. Дополнительные элементы: кувырки вперед и назад, падение в упор лежа, перевороты вперед, назад, в сторону, подъем разгибом с лопаток, шпагаты, сальто.
Техника безопасности при занятии спортивной аэробикой.
При заинтересованности обучающихся и наличии соответствующих условий и специалиста в образовательном учреждении могут проводиться также занятия по гиброаэробике, стретчинговой гимнастике, по гимнастической методике хатхи-йоги, ушу — динамические комплексы упражнений, пауэрлифтинге, армрестлинге, бейсболу.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименования темы |
Количество часов
|
||
78 |
117 |
156 |
|
Теоретическая часть |
|||
Введение |
1 |
— |
— |
1. Основы здорового образа жизни. Физическая культура в обеспечении здоровья |
1 |
— |
— |
2. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями |
1 |
2 |
2 |
3. Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом. Контроль уровня совершенствования профессионально важных психофизиологических качеств |
1 |
2 |
2 |
4. Психофизиологические основы учебного и производственного труда. Средства физической культуры в регулировании работоспособности
|
2 |
— |
— |
5. Физическая культура в профессиональной деятельности специалиста
|
2 |
4 |
4 |
Итого |
8 |
8 |
8 |
Практическая часть |
|||
Содержание обучения по выбору |
2 |
6 |
8 |
1. Легкая атлетика. Кроссовая подготовка |
14 |
21 |
28 |
2. Лыжная подготовка |
8 |
12 |
16 |
3. Гимнастика (ППФП) |
10 |
14 |
16 |
4. Спортивные игры (по выбору) |
10 |
17 |
16 |
5. Плавание |
8 |
12 |
16 |
6. Виды спорта по выбору |
18 |
27 |
36 |
Итого |
70 |
109 |
148 |
Всего |
78 |
117 |
156 |
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ
В результате изучения учебной дисциплины «Физическая культура» обучающийся должен:
знать/понимать:
· влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний, вредных привычек и увеличение продолжительности жизни;
· способы контроля и оценки индивидуального физического развития и физической подготовленности;
· правила и способы планирования системы индивидуальных занятий физическими упражнениями различной направленности;
уметь:
· выполнять индивидуально подобранные комплексы оздоровительной и адаптивной (лечебной) физической культуры, композиции ритмической и аэробной гимнастики, комплексы упражнений атлетической гимнастики;
· выполнять простейшие приемы самомассажа и релаксации;
· проводить самоконтроль при занятиях физическими упражнениями;
· преодолевать искусственные и естественные препятствия с использованием разнообразных способов передвижения;
· выполнять приемы защиты и самообороны, страховки и самостраховки;
· осуществлять творческое сотрудничество в коллективных формах занятий физической культурой;
· выполнять контрольные нормативы, предусмотренные государственным стандартом по легкой атлетике, гимнастике, плаванию и лыжам при соответствующей тренировке, с учетом состояния здоровья и функциональных возможностей своего организма;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· повышения работоспособности, сохранения и укрепления здоровья;
· подготовки к профессиональной деятельности и службе в Вооруженных Силах Российской Федерации;
· организации и проведения индивидуального, коллективного и семейного отдыха, участия в массовых спортивных соревнованиях;
· активной творческой деятельности, выбора и формирования здорового образа жизни.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ
СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ
· Уметь определить уровень собственного здоровья по тестам.
· Уметь составить и провести с группой комплексы упражнений утренней и производственной гимнастики.
· Овладеть элементами техники движений релаксационных, беговых, прыжковых, ходьбы на лыжах, в плавании.
· Уметь составить комплексы физических упражнений для восстановления работоспособности после умственного и физического утомления.
· Уметь применять на практике приемы массажа и самомассажа.
· Овладеть техникой спортивных игр по одному из избранных видов.
· Повышать аэробную выносливость с использованием циклических видов спорта (терренкур, кроссовая и лыжная подготовка).
· Овладеть системой дыхательных упражнений в процессе выполнения движений, для повышения работоспособности, при выполнении релаксационных упражнений.
· Знать состояние своего здоровья, уметь составить и провести индивидуальные занятия двигательной активности.
· Уметь определить индивидуальную оптимальную нагрузку при занятиях физическими упражнениями. Знать основные принципы, методы и факторы ее регуляции.
· Уметь выполнять упражнения:
- сгибание и выпрямление рук в упоре лежа (для девушек — руки на опоре высотой до 50 см);
- подтягивание на перекладине (юноши);
- поднимание туловища (сед) из положения лежа на спине, руки за головой, ноги закреплены (девушки);
- прыжки в длину с места;
- бег 100 м;
- бег: юноши — 3 км, девушки — 2 км (без учета времени);
- тест Купера — 12-минутное передвижение;
- плавание — 50 м (без учета времени);
- бег на лыжах: юноши — 3 км, девушки — 2 км (без учета времени).
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ОЦЕНКИ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ
ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
№ п/п |
Физические способности |
Контрольное упражнение (тест) |
Возраст, лет |
Оценка |
|||||
Юноши |
Девушки |
||||||||
5 |
4 |
3 |
5 |
4 |
3 |
||||
1 |
Скоростные |
Бег 30 м, с |
16
17 |
4,4 и выше 4,3 |
5,1–4,8
5,0–4,7 |
5,2 и ниже 5,2 |
4,8 и выше 4,8 |
5,9–5,3
5,9–5,3 |
6,1 и ниже 6,1 |
2 |
Координационные |
Челночный бег 3´10 м, с |
16
17 |
7,3 и выше 7,2 |
8,0–7,7
7,9–7,5 |
8,2 и ниже 8,1 |
8,4 и выше 8,4 |
9,3–8,7
9,3–8,7 |
9,7 и ниже 9,6 |
3 |
Скоростно-силовые |
Прыжки в длину с места, см |
16
17 |
230 и выше 240 |
195–210
205–220 |
180 и ниже 190 |
210 и выше 210 |
170–190
170–190 |
160 и ниже 160 |
4 |
Выносливость |
6-минутный бег, м |
16
17 |
1500 и выше
1500 |
1300–1400
1300–1400 |
1100 и ниже 1100 |
1300 и выше
1300 |
1050–1200
1050–1200 |
900 и ниже
900 |
5 |
Гибкость |
Наклон вперед из положения стоя, см |
16
17 |
15 и выше 15 |
9–12
9–12 |
5 и ниже 5 |
20 и выше 20 |
12–14
12–14 |
7 и ниже 7 |
6 |
Силовые |
Подтягивание: на высокой перекладине из виса, кол-во раз (юноши), на низкой перекладине из виса лежа, количество раз (девушки) |
16
17 |
11 и выше 12 |
8–9
9–10 |
4 и ниже 4 |
18 и выше 18 |
13–15
13–15 |
6 и ниже 6 |
ОЦЕНКА УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНОШЕЙ ОСНОВНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ
Тесты |
Оценка в баллах |
||
5 |
4 |
3 |
|
1. Бег 3000 м (мин, с) |
12,30 |
14,00 |
б/вр |
2. Бег на лыжах 5 км (мин, с) |
25,50 |
27,20 |
б/вр |
3. Плавание 50 м (мин, с) |
45,00 |
52,00 |
б/вр |
4. Приседание на одной ноге с опорой о стену (количество раз на каждой ноге) |
10 |
8 |
5 |
5. Прыжок в длину с места (см) |
230 |
210 |
190 |
6. Бросок набивного мяча 2 кг из-за головы (м) |
9,5 |
7,5 |
6,5 |
7. Силовой тест — подтягивание на высокой перекладине (количество раз) |
13 |
11 |
8 |
8. Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях (количество раз) |
12 |
9 |
7 |
9. Координационный тест — челночный бег 3´10 м (с) |
7,3 |
8,0 |
8,3 |
10. Поднимание ног в висе до касания перекладины (количество раз) |
7 |
5 |
3 |
11. Гимнастический комплекс упражнений: – утренней гимнастики; – производственной гимнастики; – релаксационной гимнастики (из 10 баллов) |
до 9 |
до 8 |
до 7,5 |
Примечание. Упражнения и тесты по профессионально-прикладной подготовке разрабатываются кафедрами физического воспитания с учетом специфики профессий (специальностей) профессионального образования.
ОЦЕНКА УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ
ДЕВУШЕК ОСНОВНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ
Тесты |
Оценка в баллах |
||
5 |
4 |
3 |
|
1. Бег 2000 м (мин, с) |
11,00 |
13,00 |
б/вр |
2. Бег на лыжах 3 км (мин, с) |
19.00 |
21,00 |
б/вр |
3. Плавание 50 м (мин, с) |
1,00 |
1,20 |
б/вр |
4. Прыжки в длину с места (см) |
190 |
175 |
160 |
5. Приседание на одной ноге, опора о стену (количество раз на каждой ноге) |
8 |
6 |
4 |
6. Силовой тест — подтягивание на низкой перекладине (количество раз) |
20 |
10 |
5 |
|
8,4 |
9,3 |
9,7 |
|
10,5 |
6,5 |
5,0 |
– утренней гимнастики – производственной гимнастики – релаксационной гимнастики (из 10 баллов) |
до 9 |
до 8 |
до 7,5 |
Примечание. Упражнения и тесты по профессионально-прикладной подготовке разрабатываются кафедрами физического воспитания с учетом специфики профессий (специальностей) профессионального образования.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Для обучающихся
Лях В.И., Зданевич А.А. Физическая культура 10—11 кл. — М., 2005.
Решетников Н.В. Физическая культура. — М., 2002.
Решетников Н.В., Кислицын Ю.Л. Физическая культура: учеб. пособия для студентов СПО. — М., 2005.
Для преподавателей
Барчуков И.С. Физическая культура. — М., 2003.
Бирюкова А.А. Спортивный массаж: учебник для вузов. — М., 2006.
Бишаева А.А., Зимин В.Н. Физическое воспитание и валеология: учебное пособие для студентов вузов: в 3 ч. Физическое воспитание молодежи с профессиональной и валеологической направленностью. — Кострома, 2003.
Вайнер Э.Н. Валеология. — М., 2002.
Вайнер Э.Н., Волынская Е.В. Валеология: учебный практикум. — М., 2002.
Дмитриев А.А. Физическая культура в специальном образовании. — М., 2006.
Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе / под ред. М.М.Безруких, В.Д.Сонькина. — М., 2002.
Туревский И.М. Самостоятельная работа студентов факультетов физической культуры. — М., 2005.
Хрущев С.В. Физическая культура детей заболеванием органов дыхания: учеб. пособие для вузов. — М., 2006.