Определение объема беговых нагрузок для девочек младшего возраста
В настоящее время для практиков физического воспитания подрастающего поколения все большее значение приобретает решение вопроса о выборе упражнений, целенаправленно воздействующих на развитие основных двигательных качеств. Особенно актуально оно для организации учебного процесса детей младшего школьного возраста, так как именно младший возраст наиболее важный этап в создании базовой основы двигательной подготовленности человека.
В то же время решение основы этого вопроса затрудняется тем, что еще явно недостаточно критериев, облегчающих учителю выбор оптимальных упражнений, обеспечивающих должное развитие физических качеств.
Одним из требований школьной программы в начальных классах является развитие выносливости как одного из ведущих физических качеств человека. Однако при реализации этого требования учитель сталкивается с трудностями в определении дозировки упражнения, в выборе объема и интенсивности его выполнения.
Эксперемент для определения обьема беговых нагрузок
Нами было проведено изучение особенностей развития выносливости младших школьниц в период от 7—8 до 9—10 лет (с I по III класс) с целью определить величины допустимых нагрузок.
Для девочек 7—8 — 9—10 лет было установлено, что наиболее эффективными нагрузками являются те, которые по своим параметрам соответствуют зонам большой и умеренной интенсивности. При этом частота сердечных сокращений, как один из показателей напряженности деятельности организма при мышечной работе, достигает у младших школьниц при умеренных нагрузках 155—165 уд/мин., а при больших нагрузках — 175—185 уд/мин.
Было установлено, что в зоне умеренных нагрузок скорость бега девочек 7—8 лет равняется 2,4—2,5 м/с, а девочек 9—10 лет — 2,6—2,7 м/с. В зоне же больших нагрузок скорость бега составляет соответственно 2,7 и 3,2 м/с.
Полученные данные позволили выявить у младших школьниц тесную взаимосвязь между результатами в скорости бега при заданной ЧСС и величинами показателей физического развития. На этом основании были выведены специальные формулы для определения скорости бега, соответствующей функциональным возможностям девочек.
Предлагать в уроке школьницам бег со скоростью, подобранной индивидуально для каждой, сложно.
Распределения по группам
Поэтому целесообразно распределить учениц по группам физического развития: среднего (ср.), выше среднего (в/ср.) и ниже среднего (н/ср.) уровня и задавать скорость бега для каждой из этих групп (см. таблицу — цифры округлены до десятых долей единицы).
Как контролировать величину нагрузки и скорость бега
При организации учебного процесса, особенно с младшими школьницами, задавать и контролировать величину нагрузки скоростью бега весьма затруднительно. В связи с чем рекомендуется дозировать нагрузку временем пробегания контрольных отрезков на дистанции. Для этого, пользуясь данными таблицы, учитель может определить время пробегания контрольных отрезков дистанции и корректировать его с помощью секундомера. При этом время прохождения контрольного отрезка рассчитывается путем деления его длины на задаваемую скорость бега. Например, длина беговой дорожки по периметру зала составляет 46 м. Для группы девочек 7—8 лет со средним уровнем физического развития минимальная скорость бега в зоне умеренной нагрузки составляет 2,2 м/с, а максимальная — 2,4 м/с, Разделив длину дистанции на минимальную и максимальную скорость бега, полу¬чаем диапазон времени от 20,9 с до 19,1 с. Это время, с которым девочка пробегает данную дистанцию в зоне умеренной нагрузки. Аналогичным образом находится время пробегания задаваемой дистанции и для зоны больших нагрузок.
Определив интенсивность упражнения, учитель решает вопрос выбора продолжительности его выполнения. Согласно нашим данным, основным подходом в развитии выносливости младших школьниц является чередование в уроке нагрузок умеренной и большой интенсивности с постепенным повышением их объема за счет увеличения длины дистанции при относительно постоянной скорости бега.
Этапы планирования развития выносливости.
При планировании содержания учебного материала на год рекомендуется процесс развития выносливости разделить на два этапа.
Подготовительный этап
Охватывает период от начала учебного года до начала 2 триместра. 3 триместр явится вторым этапом, когда учащихся непосредственно подводят к сдаче контрольных упражнений. Отличия между этапами сводятся к тому, что во время подготовительного этапа более интенсивно увеличивается объем выполнения нагрузок в режиме умеренной интенсивности, а на заключительном этапе — в режиме большой интенсивности. В начале подготовительного этапа протяженность дистанции в зоне умеренных нагрузок для девочек обеих возрастных групп может составлять 150—200 м, а в зоне больших нагрузок — 75—100 м. При этом беговые нагрузки в режиме большой интенсивности рекомендуется выполнять в чередовании с ходьбой (особенно девочкам 7—8 лет). К концу подготовительного этапа объем беговых нагрузок в уроке может достигать 1000—1200 м, из них в зоне умеренной работы — 800—850 м, в зоне большой — 200—350 м. Общий объем беговой нагрузки на выносливость может быть выполнен в уроке как методом непрерывного упражнения (прохождение сразу всей дистанции), так и методом повторного упражнения (прохождение нескольких дистанций). Выбор метода определяется содержанием урока.
Заключительный этап
На заключительном этапе подготовки в конце учебного года объем беговых упражнений в зоне умеренных нагрузок может быть доведен до 1000—1100 м в уроке или оставаться на уровне подготовительного этапа. В зоне же больших нагрузок объем работы может достигать 600—650 м.
Учителю можно рекомендовать объединять девочек с одинаковым уровнем физического развития в соответствующие группы с обозначением старшего (лидера) группы, по которому контролируется скорость бега. При выполнении беговой нагрузки у отдельных учениц в связи с утомлением будет снижаться скорость бега. В этом случае им следует разрешать «сходить» с дистанции и продолжать движение шагом к центру зала или площадки с выполнением дыхательных упражнений. После отдыха они вновь могут продолжить бег.
Предлагаемые нами рекомендации по дифференцированному развитию выносливости школьниц младшего возраста могут содействовать повышению эффективности учебного процесса и подготовки учащихся к выполнению нормативов.