Теория и методика Физической культуры (33)
Общим правилом для любых физических упражнений является требование не заниматься с полным желудком. Интервал, который необходимо выдержать между едой и началом занятия, составляет в среднем полтора часа, в зависимости от программы тренировок. Желательно разделять весь суточный объем пищи на 5–6 приемов и ужинать хотя бы за 2 часа до сна. Перечень продуктов, которые рекомендуется употреблять, и время еды существенно связаны с целью, которую преследует спорт: похудение, увеличение мышц, подготовка к соревнованиям, другие грани спорта в этой рубрике.
Основными источниками энергии, которая расходуется при физической активности, являются гликогены, для образования которых нужны углеводы. В качестве их источников предпочтение следует отдавать таким продуктам, как крупы, цельнозерновые злаки, фрукты, овощи. Для работы мышц необходимы аминокислоты, источником которых являются белки, которые содержатся в нежирном мясе, яичном белке, обезжиренном твороге. Многие программы тренировок предусматривают отказ от жиров, но большинство специалистов рекомендуют обеспечивать до 30% суточной калорийности за счет растительного масла и жирной рыбы. Следует также обеспечить в ежедневном рационе достаточное количество витаминов и минералов.
Если тренировки направлены на снижение веса, то суточная калорийность должна составлять 1400-1800 ккал, а количество углеводов должно составлять 5 г на 1 кг веса. Для интенсивного сбрасывания веса рекомендуется принимать белковую пищу не позднее, чем за 5 часов до тренировки и ничего не есть за три часа до и за три часа после нее. Всего в день нужно выпивать не менее 2 л воды, при этом за полчаса до тренировки, во время ее и час после нее не пить.
При тренировках, направленных на рост мышц, основное внимание уделяют достаточному содержанию в пище белка (2 г на кг веса). За час-полтора до тренировки рекомендуется легкая еда, богатая углеводами (каши, фрукты). Сразу же после занятий нужно восстановить затраченный уровень углеводов, для этого подойдут соки, бананы, зерновые батончики. Наращивание мышц происходит после восстановления уровня энергии. Уже через час после тренировки можно есть рыбу, нежирное мясо или творог. Следует обеспечить также полноценное белковое питание в дни отдыха. Во время тренировки, а также до и после нее можно пить воду без ограничений. За полчаса до занятий рекомендуется выпить крепкого чаю, кофе или какао. После тренировки кофеин необходимо исключить.
При подготовке к соревнованиям выработать оптимальный режим питания и тренировок непросто. При тренировках дважды в день рекомендуется такое распределение рациона: 5%- первый завтрак, зарядка. 25% второй завтрак, тренировка, 35% обед, отдых, 5% полдник, тренировка, 25% ужин. Углеводы и жиры употребляют в первой половине дня, а белки – во второй.
Правильное питание в большой степени зависит как от вида тренировок, так и от особенностей человека. Для составления индивидуального рациона следует обратиться к специалисту.
Тренировка в футбольных командах проводится круглогодично и имеет циклический характер. Годовой цикл тренировки разбивается на три периода: подготовительный, соревновательный, переходный.
Подготовительный период охватывает отрезок времени от начала возобновления занятий и состязаний в каждом новом годовом цикле до первого планового состязания.
Соревновательный период включает в себя отрезок времени от первого до последнего планового состязания.
Переходный период длится с момента окончания плановых состязаний до возобновления занятий в новом годовом цикле.
Подготовительный и соревновательный периоды делятся на отдельные этапы, имеющие свои задачи и специфические средства, динамику спортивных нагрузок и режим подготовки. На каждом этапе осуществляется физическая, функциональная, психологическая подготовка к последующему этапу. Поэтапная подготовка создаёт благоприятные условия для достижения высокого уровня тренированности .
В подготовительном периоде совершенствуются технические и тактические навыки футболистов, физическая и волевая подготовка игроков. Началу занятий предшествуют тщательные медицинские осмотры.
В соревновательном периоде главное место занимают выступления в календарных состязаниях и подготовка к ним. Однако занятия по совершенствованию физической, технической и тактической подготовки ведутся в большом объеме. В соревновательном периоде создаются необходимые условия для достижения и сохранения спортивной формы, для наивысшей работоспособности в каждой календарной игре.
Формами тренировки являются специальные групповые и индивидуальные занятия по физической подготовке, групповые и индивидуальные занятия по технике и тактике, двусторонние и товарищеские игры, календарные игры. Систематически проводятся контрольные испытания.
Наибольшее место в соревновательном периоде отводится упражнениям по технике и тактике и специальной физической подготовке. Значительно возрастает работа по развитию у футболистов быстроты. Основное место здесь отводится повторному бегу. Начиная с августа упражнения с предельной скоростью выполняются в меньшем объеме, так как к этому времени у футболистов накапливается усталость.
Во второй половине соревновательного периода удельный вес упражнений, рассчитанных на развитие быстроты, постепенно снижается, а достигнутая быстрота поддерживается и совершенствуется в играх, игровых упражнениях и состязаниях. То же относится к упражнениям на развитие выносливости и ловкости. Упражнениям на развитие силы во второй половине соревновательного периода также отводится несколько меньше места .
Основными средствами тренировки в соревновательном периоде являются упражнения специальной физической подготовки, упражнения в технике владения мячом, тактические упражнения, двусторонние, товарищеские и календарные состязания.
Важную роль в соревновательном периоде играет регуляция процесса восстановления. В начале периода и в конце его проводятся контрольные тесты, данные этих испытаний позволяют судить о сдвигах, происшедших в подготовке футболистов под влиянием тренировки. Для этой же цели дважды в соревновательном периоде проводятся медицинские осмотры футболистов.
Занятия по технике и тактике на всех этапах преследуют цель повышения стабильности выполнения и вариативности технических и тактических приемов игры. При совершенствовании в технике владения мячом обращается внимание на скорость полета мяча и точность попадания в цель, а также на безукоризненное выполнение остановок, ведения и отбора мяча, на разнообразие финтов, на дальность и точность вбрасывания мяча. При этом предпочтение отдается упражнениям, подготавливающим футболистов к выполнению технических приемов на большой, скорости, в более трудных условиях и с сопротивлением (например, обводке соперника с последующим ударом по воротам, приему мяча с последующим ударом с ходу). Широко используются игровые упражнения и специально подобранные игры, приближающиеся к соревновательным условиям, например «четверо против двоих», «трое против одного», «волейбол головами» и т. д.
Кроме того, проводятся двусторонние матчи с акцентом на выполнение отдельными игроками заданных технических приемов, а также товарищеские соревнования.
Тренеры должны находить новые, совершенные средства и методы тренировки по технике игры. Нужно разучивать новые приемы и их сочетания.
В соревновательном периоде совершенствуются принятые командой тактические варианты ведения атаки, построение обороны и взаимодействия линий и звеньев при переходах команды от нападения к обороне и от обороны к нападению.
Для совершенствования в тактике используют всевозможные игровые упражнения и игры: «партия на партию», «борьба за мяч», «на падение против защиты» и т.п. Выполняют такие упражнения, которые способствуют выработке у футболистов точных и своевременных передач, навыков в «открывании» и «закрывании», отборе мяча, в не прерывном маневрировании, взаимопомощи, проявлении творчества и инициативы в игре. Разучивают новые тактические комбинации между игроками смежных линий и звеньев, а также различные способы выполнения начального, штрафного, свободного, углового ударов, удара от ворот и вбрасывания мяча из-за боковой линии. Наигрываются тактические системы игры в связи с предстоящими календарными соревнованиями. Интенсивность нагрузок достигает наивысшего уровня.
Для развития быстроты простой реакции можно использовать несколько методов:
а) Метод реагирования на внезапно появляющийся сигнал (особенно на начальном этапе подготовки). Например, стартовые ускорения со сменой направления движения по сигналу, имитации определенных ударов также по сигналу.
б) Расчлененный метод - выполнение технических приемов игры по частям и в облегченных условиях. Например, при совершенствовании реакции выполнение атаки - выход к сетке, вторая - выполнение удара. Причем место перехода мячика через сетку задается точно.
в) Сенсорный метод. На первом этане игроки выполняют, например, нападающий удар по подвешенному мячику с максимальной скоростью по сигналу. После каждого выполнения тренер сообщает затраченное время. На втором этапе выполняют тот же удар с максимальной скоростью. При этом тренер спрашивает у спортсмена время выполнения, а затем говорит ему действительный результат. Сопоставляя обе величины, спортсмен совершенствует умение точно воспринимать время. На третьем этапе задается время выполнения удара. Это способствует совершенствованию управления быстротой реакции.
Особенности соревновательной деятельности в "большом теннисе"
Автор АдминистратораЭффективность управления спортивной тренировкой во многом зависит от точных представлений о структуре соревновательной деятельности.
Изучением закономерностей соревновательной деятельности, ее структуры и особенностей занимались Матвеев Л.П., Платонов В.П., Шустин Б.П. В различных видах спортивных игр к вопросу изучения количественных характеристик соревновательной деятельности, ее оценки обращались многие авторы: в футболе - Гаджиев Г.М., в гандболе - Игнатьева В.Я., Портнов Ю.М., в волейболе - Беляев А.В., в настольном теннисе - Барчукова Г.В.
Особый интерес вызывают характеристики соревновательной деятельности в индивидуальных видах спорта и, прежде всего, в теннисе.
Этот вид спорта имеет наибольшую степень схожести по технике, тактике, особенностям соревновательной деятельности с теннисом.
Соревновательная деятельность в теннисе, также как и в теннисе, имеет ряд специфических особенностей, знание которых необходимо для рационального планирования подготовки игроков, в частности подбора таких средств тренировки, которые были бы адекватны соревновательным нагрузкам.
Так в одной из своих работ Белиц-Гейман С.П. рассматривает вопросы анализа и оценки соревновательной деятельности теннисиста. Он считает, что результаты подготовки должны регулярно проверяться по главным модельным характеристикам соревновательной деятельности.
«Значения таких характеристик - это своего рода педагогические ориентиры и рычаги педагогического воздействия на спортсмена». В качестве модельных, по мнению автора целесообразно избрать в первую очередь те характеристики, которые оказывают решающее влияние на исход соревновательной борьбы, показывают меру соответствия соревновательной деятельности передовым тенденциям ее развития и могут объективно, точно оцениваться, причем как в отношении соревновательной деятельности в целом, так и по каждому виду используемых действий.
Изучением характеристик игры занимались в разное время Скородумова А.П.; Наумко А.И., Зак А.Л., Жихарева О.И.; Белиц-Гейман С.П.; Шмагина М.И.
В работах этих авторов определены такие показатели как: количество ударов в матче, длительность геймов и сетов, длительность пауз отдыха, длина отрезков, пробегаемых в матче, процент использования различных ударов, темп игры и др. Выделены также три основных вида интервалов отдыха: на смену направления подачи (первый, второй квадрат), на переход подачи от одного игрока к другому и на смену сторон площадки через два гейма. Все паузы нестабильны по времени. Зная, что эффект от выполнения той или иной нагрузки во многом зависит от чередования фаз работы и отдыха, продолжительности интервалов отдыха, характера отдыха, необходимо при отборе средств воспитания скоростно-силовых качеств учитывать соответствующие данные, характерные для соревновательной деятельности.
При этом, как указывают некоторые авторы, очень важно добиваться соответствия тренировочных средств основному спортивному упражнению.
В качестве критериев сходства берутся следующие показатели: амплитуда и направленность движений, акцентируемый участок рабочей амплитуды, максимум усилия и время его проявления, режим работы.
Игнатьева В.Я. предлагает широко использовать подводящие игры, так как они содержат элементы игры в гандбол. Основными критериями здесь считается адекватность нагрузки соревновательной работе, т.е. работа при ЧСС = 160 уд/мин, отдыхе 20 с. и уровне 88-89 % от МПК.
В баскетболе Корягин В.М. предложил следующую систематизацию упражнений но направленности:
1) упражнения аэробной направленности при ЧСС не выше 150 уд/мин;
2) упражнений аэробно-анаэробной направленности при ЧСС не выше 190 уд/мин;
3) упражнений анаэробной направленности.
Этот же автор показывает, что характер распределения средств и их объемы значительно отличаются от условий применения аналогичных средств в циклических видах спорта. Это утверждение еще раз напоминает о необходимости тщательно изучать специфику избранного вида спорта и планировать тренировку, опираясь на значения этих специфических особенностей.
Беляев А.В. по характеру ответных физиологических реакций разделил специальные упражнения волейболистов на следующие группы:
а) упражнения преимущественно аэробной направленности; интенсивность выполнения - умеренная; ЧСС не выше 150 уд/мин, при продолжительности упражнений от 10 мин и более;
б) упражнения анаэробно-алактатной направленности, выполняются с максимальной интенсивностью, паузы отдыха между упражнениями - 1,5-2 мин; продолжительность выполнения упражнений - от 10 до 30 с.;
в) упражнения аэробно-анаэробной направленности; с высокой интенсивностью перемещений; ЧСС до 190 уд/мин;
г) упражнения анаэробно-гликолитической направленности; интенсивность - близкая к максимальной; продолжительность выполнения упражнения до 3-4 мин, паузы отдыха между упражнениями - 3-4 мин.
При изучении соревновательной деятельности теннисистов Голенко В.А. получил интересные данные, касающиеся длительности розыгрыша очков и количества ударов в розыгрыше у игроков высокой квалификации.
Анализ экспериментальных материалов позволил ему предположить, что розыгрыш очков с максимальной интенсивностью следует классифицировать по временным периодам следующим образом:
- от 3 с. до 10 с. - задействован анаэробно-алактатный механизм ресинтеза АТФ;
- от 10 с. до 15 с. - алактатно-лактатный с преимуществом алактатного механизма;
- от 15 с. до 20 с. - смешанный алактатно-лактатный механизм с преимуществом лактатного;
- более 20 с. - лактатный.
Он не предлагает определенные показатели ЧСС для каждого режима работы, а отмечает, что ЧСС на уровне 180 уд/мин и выше бывает при розыгрыше очков длительностью до 5 сек, темп которых соответствует 26 уд/мин и более. В тоже время подобные показатели ЧСС могут быть получены при розыгрыше очков длительностью более 15 сек. в темпе 20-24 уд/мин при значительных перемещениях теннисистов по площадке.
В двух опубликованных работах Жбанкова О.В. подчеркивается, что для повышения мастерства теннисистов необходимо повышение уровня их скоростно-силовой подготовленности. Предложено пять тестов для контроля этого вида подготовленности и графическое изображение результатов тестирования. Конкретные рекомендации по методике совершенствования этого вида подготовки в публикациях отсутствуют.
Разработка современной системы подготовки теннисистов успешно осуществлялась отечественными специалистами. Вопросам технической, тактической, психологической подготовки теннисистов посвящены специальные разделы в книгах, выпущенных в 70-90 годах прошлого века. В это же время были выпущены программные материалы и методические рекомендации по подготовке теннисистов. Ряд пособий раскрывающих вопросы, связанные с подготовкой юных теннисистов, где основной упор сделан на описание техники и тактики.
В процессе литературного поиска удалось найти всего две диссертации, защищенных на материале тенниса. Одна посвящена обучению технике нападающего удара, другая связана с изучением влияния лабильности нервной системы на скорость вылета мячика при ударах .
Важные положения современной системы подготовки теннисистов изложены в научных работах, опубликованных в последние годы. Ряд интересных статей, основанных на инструментальных исследованиях, опубликованы в журнале «Теория и практика физической культуры». В одной из них рассматриваются вопросы коррекции тренировочного процесса на основе оценки функционального состояния теннисистов. В другой предлагается система тестов для оценки перспективных возможностей спортсменов. Есть также статьи, посвященные оперативной оценке техники [ и эффективности действий теннисистов.
Вопросам изучения скоростно-силовой подготовки теннисистов посвящено крайне малое количество работ. Всего лишь две статьи Жбанкова О.В. имеют отношение к скоростно-силовой подготовке теннисистов .
Средства спортивной тренировки – разнообразные физические упражнения, прямо или косвенно способствующие совершенствованию мастерства спортсмена (естественные силы природы и гигиенические факторы не рассматриваются). Состав средств спортивной тренировки формируется с учетом особенностей конкретного вида спорта, являющегося предметом спортивной специализации.
Физические упражнения могут быть условно разделены на 4 группы:
а) общеподготовительные;
б) вспомогательные;
в) специально-подготовительные;
г) соревновательные.
К общеподготовительным относятся упражнения, служащие всестороннему развитию функциональных возможностей организма спортсмена. Они могут как соответствовать особенностям избранного вида спорта, так и находиться с ними в определенных противоречиях (при решении задач всестороннего и гармоничного физического воспитания). Могут включаться средства спортивной гимнастики, аэробики, спортивных игр.
Вспомогательные упражнения предполагают двигательные действия, создающие специальный фундамент для последующего совершенствования в той или иной спортивной деятельности, средства, способствующие повышению максимальной силы, силовой выносливости, гибкости; средства, заимствованные из других видов спорта и направленные на развитие аэробных возможностей – кросс, ходьба на лыжах, гребле и т.д.
Специально-подготовительные упражнения занимают центральное место в системе тренировки квалифицированных спортсменов и охватывают круг средств, включающих элементы соревновательной деятельности, а также действия, приближенные к ним по форме, структуре, а также по характеру проявляемых качеств и деятельности функциональных систем организма. /Проплывание отрезков дистанции основным и дополнительными способами плавания, плавание с помощью одних рук или ног, с дополнительным отягощением и тормозными устройствами и т.д./
Соревновательные упражнения предполагают выполнение комплекса двигательных действий, являющихся предметом спортивной специализации, в соответствии с существующими правилами соревнований.
Для пловцов – проплывание основной или смежной дистанции в соответствии с правилами соревнований. Это подразделение (классификация) весьма условное, грани между выделенными группами нечеткие. Средства из одной группы могут переходить в другую зависимость от решаемых задач и используемых методов.
Средства спортивной тренировки можно разделить также по направленности воздействия.
При этом можно выделить средства , преимущественно направленные на совершенствование различных сторон подготовленности: технической, тактической, на развитие отдельных двигательных качеств.
В процессе спортивной тренировки решаются следующие основные задачи:
- освоение техники и тактики избранного вида спорта (формирование навыка);
- обеспечение необходимого уровня развития двигательных качеств, возможностей функциональных систем организма, несущих основную нагрузку в избранном виде спорта;
- воспитание необходимых моральных и волевых качеств;
- обеспечение необходимого уровня специальной психической подготовленности;
- приобретение теоретических знаний и практического опыта, необходимых для успешной тренировочной и соревновательной деятельности;
- комплексное совершенствование и проявление в соревновательной деятельности различных сторон подготовленности спортсмена.
Эти задачи в наиболее общем виде определяют основные направления спортивной тренировки. Более конкретные задачи связаны с разделами подготовки.
Так в области технического совершенствования такими задачами являются:
- создание необходимых представлений о совершенной технике избранного вида спорта;
- овладение необходимыми умениями и навыками;
- усовершенствование спортивной техники путем изменения динамических и кинематических параметров;
- освоение новых приемов и элементов, обеспечение вариативности техники, ее адекватности условиям соревновательной деятельности и функциональным возможностям спортсмена;
- обеспечение устойчивости основных характеристик техники к действию сбивающих факторов.
Тактическое совершенствование предполагает:
- анализ особенностей предстоящих соревнований; состава соперников и разработку оптимальной тактики на предстоящее соревнование. При этом необходимо постоянно совершенствовать наиболее приемлемые варианты (тактические схемы) для конкретного спортсмена;
- отрабатывать оптимальные тактические варианты в тренировочных условиях путем моделирования особенностей предстоящего соревнования, функционального состояния спортсмена;
- необходимо также обеспечить вариативность тактических решений в зависимости от возникающих ситуаций;
- приобретать специальные знания в области техники и тактики спорта.
В процессе психической подготовки необходимо воспитывать и совершенствовать моральные и волевые качества и специальные психические функции спортсмена;
- умение управлять психическим состоянием в период тренировочной и соревновательной деятельности.
Интегральная подготовленность характеризуется способностью к координации и реализации всех различных сторон подготовленности – технической, физической, тактической, психической в соревновательной деятельности и служит объединяющей, одной из самых важных сторон подготовленности спортсмена к ответственным соревнованиям.
Дело в том, что каждая из сторон подготовленности спортсмена в известной мере является следствием узконаправленного воздействия (средств и методов).
Это приводит к тому, что отдельные качества и способности, проявляемые в локальных упражнениях, часто не могут проявиться в полной мере в соревновательных упражнениях. Поэтому одной из важных проблем спортивной подготовки является оптимальное сочетание в тренировочном процессе аналитического и синтетического подходов. Первый из них предполагает целенаправленную работу над совершенствованием отдельных качеств или сторон подготовленности, а второй – обеспечение слаженности комплексных проявлений всех сторон подготовленности в соревновательной деятельности.
В силу этого часть тренировочного процесса, в котором осуществляется синтез разнообразных качеств и способностей в единое целое с учетом специфики соревновательного упражнения является неотъемлемой составляющей частью спортивной тренировки.
В структуре психической подготовленности спортсменов следует выделить две относительно самостоятельные и в то же время взаимосвязанные стороны:
Волевую и специальную психическую подготовленность.
Воля – как активная сторона сознания человека, которая в единстве с разумом и чувством регулирует его поведение и деятельность в затрудненных условиях, имеет три структурных компонента: познавательный – поиск правильных решений, эмоциональный – самоубеждение, в первую очередь, на основе моральных мотивов деятельности и исполнительный – регулирование фактического выполнения решений посредством сознательного самопринуждения (А.Ц. Пуни 1984).
В структуре волевой подготовленности выделяются такие качества как: целеустремленность (ясное видение перспективной цели), решительность и смелость (склонность к разумному риску в сочетании со своевременностью и обдуманностью решений), настойчивость и упорство (способность к мобилизации функциональных резервов, активность в достижении целей и преодолении препятствий (сбивающих факторов); выдержка и самообладание (ясность ума, способность управлять своими эмоциями, мыслями), самостоятельность и инициативность (собственный почин и новаторство).
Волевое действие по своей структуре распадается на принятие решения и его реализацию. Принятое решение реализуется в различных условиях, начиная от таких, в которых достаточно принять решение (а действие после этого осуществляется как бы само собой) и, заканчивая таким, в которых реализации принятых волевых решений препятствует сильное противодействие.
При этом возникает необходимость в специальных условиях для его преодоления и осуществления намеченной цели. Именно эти последние ситуации характерны для тренировочной и соревновательной деятельности.
Специфика различных видов спорта накладывает существенный отпечаток на требования к волевым качествам и особенности проявления их в соревновательной деятельности. А.И.Пуни установил, что у представителей каждого вида спорта имеются свои волевые качества (их проявления специфичны) ближайшие к ним и их подкрепляющие и объединяющие всю структуру качества – целеустремленность.
В структуре специальной психической подготовленности спортсмена следует выделить:
- устойчивость спортсмена к стрессовым ситуациям тренировочной и особенно соревновательной деятельности;
- степень совершенства кинестетических и визуальных восприятий различных параметров двигательных действий и окружающей среды;
- способность к психической регуляции движений, обеспечению эффективной мышечной координации;
- способность воспринимать, организовывать и перерабатывать информацию в условиях дефицита времени;
- совершенство пространственно временной антиципации как фактора, повышающего эффективность технико-тактических действий спортсмена;
- способность к формированию в структурах головного мозга опережающих реакций; программ, предшествующих реальному действию, необходимость которого диктуется требованиями эффективной соревновательной борьбы.
Эта сторона подготовленности характеризуется возможностями функциональных систем организма спортсмена, обеспечивающих эффективную соревновательную деятельность, а также уровнем развития основных физических качеств.
ФП подразделяется на общую, вспомогательную и специальную.
Общая подготовленность предполагает разностороннее развитие физических качеств, функциональных возможностей органов и систем организма, слаженностью их функционирования в процессе мышечной деятельности.
В современной спортивной тренировке в отличие от представлений, бытовавших ранее, общая подготовленность связывается не с разносторонним физическим совершенством вообще, а с уровнем развития качеств и способностей, оказывающих опосредованно влияние на спортивные достижения и эффективность тренировочного процесса в конкретном виде спорта.
Вспомогательная подготовленность служит функциональной основой для успешной работы над развитием специальных физических качеств и способностей.
Под ней подразумеваются функциональные возможности спортсмена, проявляемые в двигательных действиях, родственных избранному виду спорта, способность организма к перенесению высоких специфических нагрузок, к интенсивному протеканию восстановительных процессов.
Специальная физическая подготовленность характеризуется уровнем развития физических качеств, возможностей организма и функциональных систем, непосредственно определяющих достижения в избранном виде спорта.
При характеристике (оценке) различных сторон физической подготовленности, особенно вспомогательной и специальной, учитывают не только абсолютный уровень функциональных возможностей основных систем организма спортсмена и развития физических качеств, но и способность его реализовать имеющийся функциональный потенциал в процессе соревновательной деятельности.
Физическая подготовленность спортсмена тесно связана с его спортивной специализацией. В одних видах и их отдельных дисциплинах спортивный результат определяется пре5жде всего скоростно-силовыми возможностями, уровнем развития, анаэробной производительности, в других – аэробной производительностью, выносливостью к длительной работе; в третьих – скоростно-силовыми и координационными способностями; в четвертых – равномерным развитием различных физических качеств.
Уровень тактической подготовленности спортсменов зависит от овладения ими средствами спортивной техники (техническими приемами и способами их выполнения), ее видами (наступательной, оборонительной, контратакующей) и формами (индивидуальной, групповой, командной).
Структура тактической подготовленности вытекает из характера стратегических задач, определяющих основные направления спортивной борьбы. Эти задачи могут быть связаны с участием спортсмена в серии стартов с целью подготовки и успешного участия в главных соревнованиях сезона и носить, таким образом, перспективный характер. Они могут быть и локальными, связанными c участием в отдельных соревнованиях или в конкретном поединке, схватке заезде, заплыве, игре и.т.д.
В основе тактической подготовленности отдельных спортсменов и команд лежит:
1) владение современными средствами, формами и видами тактики конкретного вида спорта;
2) соответствие тактики уровню развития этого вида спорта с оптимальной для него структурой соревновательной деятельности;
3) соответствие тактического плана особенностям конкретного соревнования (состояние мест соревнований, характер судейства, поведение болельщиков и.т.д);
4) увязывание тактики с уровнем совершенства других сторон подготовленности – технической, физической, психической.
При разработке тактического плана следует учитывать технико-тактические и функциональные возможности партнеров (в командных видах спорта), опыт тактических действий сильнейших спортсменов – основных соперников, их технические и физические возможности, психическую подготовленность, вариативность тактики в различных поединках, хода спортивной борьбы (в единоборствах).
Специфика вида спорта является фактором, определяющим структуру тактической подготовленности спортсмена.
Например, в скоростно-силовых, сложно-координационных, циклических видах основной составляющей тактической подготовленности является выбор рациональной тактической схемы и ее использование независимо от действий основных соперников.
Сложное дело обстоит с тактической подготовленностью в спортивных играх и единоборствах. Сложность тактических действий здесь определяется возникающими затруднениями восприятия ситуации, принятия решений и их реализации из-за большого разнообразия и частой смены соревновательной ситуации, дефицита времени, ограниченности пространства, недостаточности информации, маскировки своих действительных намерений соперников и т.д.
Тактическое мастерство спортсмена теснейшим образом связано с уровнем технической, физической, психической и других видов подготовленности. Так, спортсмены с высоким уровнем спринтерских качеств, специализирующихся в циклических видах спорта, могут быстро начать прохождение дистанции с целью оказания психологического давления на соперников или, наоборот, до последних метров дистанции держаться несколько сзади и стремительно финишировать, когда соперник не ожидает.
Боксеры и борцы, обладающие большим скоростно-силовым потенциалом, но с недостаточным уровнем развития выносливости, как правило делают ставку на победу в первые минуты схватки (поединка).
Эти же спортсмены могут избрать на первой половине поединка экономичный оборонительный вариант тактики, чтобы сохранить силы для активных действий в конце его.