ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данное планирование разработано на основе Данное планирование разработано на основе Комплексной программы физического воспитания учащихся I – XI классов. Авторы В.И. Лях, А.А. Зданевич. – М.: Просвещение, 2008 г
Волейбол — один из наиболее увлекательных и массовых видов спорта, получивших всенародное признание. Его отличает богатое и разнообразное двигательное содержание. Чтобы играть в волейбол, необходимо уметь быстро бегать, мгновенно менять направление и скорость движения, высоко прыгать, обладать силой, ловкостью и выносливостью. Эмоциональные напряжения, испытываемые во время игры, вызывают в организме занимающихся высокие сдвиги в деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Качественные изменения происходят и в двигательном аппарате. Прыжки при передачах мяча, нападающих ударах и блокировании укрепляют костную систему, суставы становятся более подвижными, повышается сила и эластичность мышц. Постоянные взаимодействия с мячом способствуют улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве.
Игра в волейбол развивает также мгновенную реакцию на зрительные и слуховые сигналы, повышает мышечное чувство и способность к быстрым чередованиям напряжений и расслаблений мыши. Небольшой объем статических усилий и нагрузок в игре благотворно влияет на рост юных спортсменов. Программа курса волейбол для детей 13-17 лет рассчитана на- 68 занятий, при 2-х разовых занятиях в неделю по 2 часа. Включает в себя теоретическую и практическую часть. В теоретической части рассматриваются вопросы техники и тактики игры в волейбол. В практической части углублено изучаются технические приемы и тактические комбинации. В занятиях с учащимися 13-17 лет целесообразно акцентировать внимание на комбинированные упражнения, технику передач и учебно-тренировочные игры, поэтому на эти разделы программы отводится большее количество часов.
Цели:
1. Снабдить учащихся знаниями о технике и тактике игры в волейбол.
2. Содействовать укреплению здоровья детей 13-17 лет.
3. Воспитывать моральные и волевые качества занимающихся, содействовать развитию чувства товарищества и взаимопомощи
Задачи:
1. Сформировать общие представления о технике и тактике игры в волейбол.
2. Обучить приемам волейбола, сформировать начальные навыки судейства.
3. Научить занимающихся применять полученные знания в игровой деятельности и в самостоятельных занятиях.
Ожидаемый результат.
По окончании курса учащиеся должны владеть понятиями «Техника игры», «Тактика игры», знать правила игры, владеть основными техническими приемами, применять полученные знания в игре и организации самостоятельных занятий волейболом, сформировать первичные навыки судейства.
1.ОБЩАЯ ФИЗИЧИСКАЯ ПОДГОТОВКА
№ Занятия |
1-5 |
6-10 |
11-15 |
16-20 |
21-25 |
26-30 |
31-35 |
36-40 |
41-45 |
46-50 |
51-55 |
56-60 |
61-68 |
|
|
|
|
|
|
|
|
30 |
Строевые упражнения |
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Гимнастические упражнения |
|
+ |
+ |
+ |
+
|
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Акробатические упражнения |
|
|
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Легкоатлетические упражнения |
|
|
+ |
+ |
+ |
|
|
|
|
|
+ |
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Спортивные игры |
|
|
|
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
2. СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧИСКАЯ ПОДГОТОВКА
№ Занятия |
1-5 |
6-10 |
11-15 |
16-20 |
21-25 |
26-30 |
31-35 |
36-40 |
41-45 |
46-50 |
51-55 |
56-60 |
61-68 |
|
|
|
|
|
|
|
|
30 |
Развития специальной быстроты |
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Развития специальной выносливости |
|
|
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Развития взрывной силы |
|
|
|
|
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Развития скоростной силы |
|
|
|
|
|
|
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Развития специфической координации
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Развития физических качеств, необходимых при выполнении ловли, передачи к броска мяча
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
+ |
+ |
3. СПОРТИВНО-ТЕХНИЧИСКАЯ ПОДГОТОВКА
№ Занятия |
1-5 |
6-10 |
11-15 |
16-20 |
21-25 |
26-30 |
31-35 |
36-40 |
41-45 |
46-50 |
51-55 |
56-60 |
61-68 |
|
Перемещения |
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Cтойки |
|
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Действия с мячом |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
Нападающие удары |
|
|
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
|
Передачи мяча |
|
|
|
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
Техника защиты |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
+ |
+ |
|
4. ТАКТИЧИСКАЯ ПОДГОТОВКА
№ Занятия |
1-5 |
6-10 |
11-15 |
16-20 |
21-25 |
26-30 |
31-35 |
36-40 |
41-45 |
46-50 |
51-55 |
56-60 |
61-68 |
|
Тактика нападения. Индивидуальные действия
|
+ |
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Групповые действия |
|
|
+ |
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Командные действия |
|
|
|
+ |
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
Тактика защиты Индивидуальные действия.
|
|
|
|
|
|
+ |
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
Групповые действия |
|
|
|
|
|
|
|
+ |
+ |
+ |
|
|
|
|
Командные действия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
|
5.ИНТЕГРАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
№ Занятия |
1-5 |
6-10 |
11-15 |
16-20 |
21-25 |
26-30 |
31-35 |
36-40 |
41-45 |
46-50 |
51-55 |
56-60 |
61-68 |
|
Чередования упражнений на развития специальных физических качеств
|
+ |
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
+ |
|
|
|
Чередования упражнений на развития качеств, применительно к изучению технических приемов |
|
+ |
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
+ |
|
|
Чередования изученных технических приемов и их способов в различных сочетаниях |
|
|
+ |
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
+ |
|
Многократное выполнения тактических действий в нападении, в защите и т.д |
|
|
|
+ |
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
Многократное выполнения технических действий в нападении, в защите и т.д. |
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
+
|
|
|
|
|
Учебные игры.
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Контрольные игры.
|
|
|
+ |
|
|
|
+ |
|
|
|
+ |
|
|
|
Календарные игры.
|
|
|
|
+ |
|
|
|
+ |
|
|
|
+ |
|
|
6.ТЕОРИТИЧИСКАЯ ПОДГОТОВКА
Название темы |
Дата проведения |
Количество часов |
1.Физическая культура и спорт в России. |
19.09-24.09 |
1 |
2.Сведения о строении и функциях человека. Костная и мышечная система.
|
10.10-15.10 |
1 |
3. Влияния физических упражнений на организм занимающихся
|
21.11-26.11 |
1 |
4. Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль.
|
19.12-24.12 |
1 |
5. Правила соревнований, их организация и проведения.
|
09.01-14.01 |
1 |
Приложение
1.ОБЩАЯ ФИЗИЧИСКАЯ ПОДГОТОВКА
Строевые упражнения:
- команды для управления группой;
- понятия о строе и команде (шеренга, ряд, колонна, фронт, фланг);
- виды размыкания;
- походный и строевой шаг;
- предварительная и исполнительная части команд.
Гимнастические упражнения.
Упражнения для развития мышц рук и плечевого пояса:
- упражнения без предметов индивидуальные и в парах;
- упражнения с набивными мячами (весом 1-2 кг) поднимания, опускания, перебрасывания с одной руки на другую над головой, перед собой, за спиной;
- упражнения с гимнастическими палками, гантелями (весом 1,5-2 кг);
- упражнения на снарядах (гимнастическая стенка, скамейка, перекладина).
Упражнения для развития мышц туловища и шеи:
- упражнения без предметов индивидуальные и в парах;
- лежа на спине и на животе сгибания и поднимания ног (мяч зажат ног);
- упражнения с гимнастическими палками, гантелями (весом 1,5-2 кг);
- упражнения на снарядах (гимнастическая стенка, скамейка, перекладина).
Упражнения для развития мышц ног и таза:
- упражнения без предметов индивидуальные и в парах;
- упражнения с набивными мячами (весом 1-3 кг);
- упражнения гантелями (весом 1,5-2 кг);
- прыжки в высоту с прямого разбега (с мостика) углом или согнув ноги через
планку, высоко-далекие прыжки с разбега через препятствия, прыжки с трамплина (подкидного мостика) в различных положениях.
Акробатические упражнения:
- перекаты, кувырки, стойки.
Легкоатлетические упражнения.
Бег:
- ускорения на 20,30,40,50,60 м;
- ускорения 10,15,20 м;
- челночный бег (3*10, 5*6);
- эстафетный бег;
- кросс.
Прыжки:
- с места в длину и вверх;
- с разбега в длину и высоту;
- вперед и назад «лягушкой».
Метания:
- метания малого мяча с места в стенку или щит на дальность отскока, на дальность.
Спортивные игры:
- ручной мяч, регби, футбол, волейбол, мини-баскетбол.
2. СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧИСКАЯ ПОДГОТОВКА
Развития специальной быстроты:
- по зрительному сигналу рывки с места с максимальной скоростью 5,10,15 м;
- рывки из различных исходных положений;
- стартовые рывки с мячом;
- подвижные игры: «День и ночь», «Вызов номеров», «Салки» и др.;
- различные эстафеты.
Развития специальной выносливости:
- специальные циклические упражнения, использованные в рамках высокой интенсивности;
- многократное выполнение различных упражнений.
Развития взрывной силы:
- многократные прыжки на одной ноге;
- темповые прыжки на скамейку и со скамейки;
- спрыгивания с тумбы высотой 40-50 см;
- прыжки в глубину с последующим впрыгиванием на возвышения (горку матов).
Развития скоростной силы:
- ускорения с набивным мячом на 3-6 м;
- ловля и броски набивного мяча массой 1 кг после перемещения лицом - спинной (расстояния 2-3 м);
- броски набивного мяча в прыжке через сетку;
- бросок малого мяча в прыжке в мишень на стене с последующей ловлей отскочившего мяча.
Развития специфической координации:
- выполнения изученных способов ловли и передачи мяча во время ходьбы, бега, прыжков через гимнастическую скамейку;
- передача мяча в движущуюся цель;
- комбинированные упражнения с чередованием рывков, кувырков, выпрыгиваний, спрыгиваний.
Развития физических качеств, необходимых при выполнении ловли, передачи к броска мяча:
- из упора стоя на стены одновременное и попеременное сгибания в лучезапястных суставах;
- отталкивания ладонями и пальцами от стены двумя руками, одновременно и попеременно правой и левой рукой;
- упражнения с резиновыми амортизаторами;
- передача малого набивного в положении лежа на животе, на спине, сидя и стоя на коленях многократные броски набивного мяча двумя руками от груди вперед-вверх, прямо-вверх.
3. СПОРТИВНО-ТЕХНИЧИСКАЯ ПОДГОТОВКА
Перемещения и стойки:
- Стартовая стойка (исходное положение): низкая;
- скачок вперед;
- сочетание стоек и перемещений.
Действия с мячом:
-Передачи мяча: верхняя передача в парах, тройках;
-передача в стену;
-с изменением высоты передачи или расстояния до стены;
-передача мяча в стену в сочетании с перемещениями;
-передача на точность с собственного подбрасывания.
Нападающие удары:
-прямой нападающий удар сильнейшей рукой (броски теннисного мяча через сетку);
-удары по мячу в держателе и с собственного подбрасывания, с подбрасывания партнера.
Техника защиты.
Действия без мяча:
-скачок вперед,
-остановка прыжком,
-сочетание способов перемещений и остановок.
Действия с мячом:
-прием мяча снизу двумя руками (отбивание мяча снизу двумя руками в парах;
-с различными заданиями;
-многократное подбивание мяча снизу над собой);
-прием снизу — с подачи; одиночное блокирование (стоя на подставке в зонах 4, 2, 3).
4. ТАКТИЧИСКАЯ ПОДГОТОВКА
Тактика нападения.
Индивидуальные действия:
-выбор способа отбивания мяча через сетку (стоя на площадке);
-передачей сверху двумя руками, кулаком, с низу;
-чередование нижних подач в дальнюю и ближнюю к сетке половины площадки;
-подача (нижняя) на точность в зоны (по заданию).
Групповые действия:
-взаимодействия игрока зоны 3 с игроком зоны 4;
-игрока зоны 3 с игроком зоны 2 (при второй передаче).
Командные действия:
- система игры со второй передачи игрока передней линии.
Тактика защиты.
Индивидуальные действия.
-Выбор места: при приеме мяча, посланного противником через сетку.
-При блокировании (выход в зону удара).
-При страховке партнера, принимающего мяч с подачи, передачи.
-При действиях с мячом: выбор способа приема мяча, посланного через сетку -противником (сверху двумя руками или снизу)
Групповые действия.
-Взаимодействия игроков внутри линии при приеме мяча от нижней подачи и передачи.
-Игроков задней линии: игрока зоны 1 с игроком зоны 6;
-игрока зоны 5 с игроком зоны 6; игрока зоны 6 с игроком зон 5 и 1.
-Игроков передней линии: игроки зоны 3 с игроком зон 4 и 2.
-Игроков зон 5, 1 и 6 с игроками зон 4 и 2 при приеме подачи и с передачи (при обманных действиях).
Командные действия.
-Расположение игроков при приеме мяча от противника, «углом вперед».
5.ИНТЕГРАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
- чередования упражнений на развития специальных физических качеств;
- чередования упражнений на развития качеств, применительно к изучению технических приемов;
- чередования изученных технических приемов и их способов в различных сочетаниях;
- многократное выполнения тактических действий в нападении, в защите и т.д.;
- многократное выполнения технических действий в нападении, в защите и т.д.;
Учебные игры.
Контрольные игры.
Календарные игры.
6.ТЕОРИТИЧИСКАЯ ПОДГОТОВКА
1.Физическая культура и спорт в России.
2.Сведения о строении и функциях человека. Костная и мышечная система.
3. Влияния физических упражнений на организм занимающихся.
4. Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль.
5. Правила соревнований, их организация и проведения.
6. Понятия техники и тактики.
7. Оборудования и инвентарь.
8. Краткий обзор развития волейбола.
9. Специфика игры в волейбол.