Методические рекомендации при написании элективного курса
Автор АдминистратораСодержание
1. Место и назначение элективных курсов в учебном плане старшей школы |
3 |
2. Проектирование содержания элективных курсов |
5 |
3. Структурные элементы пояснительной записки элективных курсов профильной школы |
8 |
4. Современные подходы к экспертизе программ элективных курсов |
10 |
5. Приложение |
16 |
Место и назначение элективных курсов
в учебном плане старшей школы
Существенным моментом в организации профильного обучения является реализация элективных курсов . Набор элективных курсов на основе базисного учебного плана определяется самой школой (школьный компонент).
Элективные курсы характеризуется тем, что из предложенного их набора ученик может выбрать те, которые ему интересны или нужны. Как только курс выбран, он становится таким же, как нормативный: с обязанностью посещать и отчитываться. Элективный курс в профильной школе краткосрочен, но его объем по часам (max 72 часов) выше, чем рекомендуемый объем курсов по выбору для девятиклассников (max 35 часов).
Элективные курсы в старшей школе, когда учащиеся уже определились с профилем и приступили к обучению по конкретному профилю, должны быть более систематичными (раз или два раза в неделю), более долгосрочными (не менее 36 часов) и, что самое главное, ставить совсем другие цели, чем это было в 9 классах в рамках предпрофильной подготовки. В 10-11 классах целью элективного курса является расширение, углубление знаний, выработка специфических умений и навыков, знакомство с новыми областями науки в рамках выбранного профиля.
Это главные отличия элективных курсов в 9-х классах и в 10-11-х классах, а требования к их разработке и оформлению сходны.
Набор элективных курсов на основе базисного учебного плана определяется самой школой. Элективные курсы выполняют три основных функции:
1) «надстройки» профильного курса , когда такой дополненный профильный курс становится в полной мере углубленным;
2) развивают содержание одного из базисных курсов , изучение которого осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получить дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена по выбранному предмету на профильном уровне;
3) способствует удовлетворению познавательных интересов в различных областях деятельности человека.
Так как элективные курсы выбираются самими учащимися, они должны соответствовать их потребностям, целям обучения и мотивам выбора курса . Следует отметить, что к Основным мотивам выбора элективных курсов в 10-11 классе, которые следует учитывать при разработке и реализации элективных курсов относятся:
- подготовка к ЕГЭ по профильным предметам;
- приобретение знаний и навыков, освоение способов деятельности для решения практических, жизненных задач, уход от традиционного школьного «академизма»;
- возможности успешной карьеры, продвижения на рынке труда;
- любопытство;
- поддержка изучения базовых курсов ;
- профессиональная ориентация;
- интеграция имеющихся представлений в целостную картину мира.
То, что набор элективных курсов определяют сами школьники, ставит учащихся в ситуацию самостоятельного выбора индивидуальной образовательной траектории, профессионального самоопределения. В связи с этим основными принципами обучения должны являться:
- индивидуальность,
- доступность,
- преемственность,
- результативность.
Примеры целей курсов по выбору:
- развитие любознательности как основы познавательной активности;
- развитие способностей, склонностей, интересов ребенка;
- формирование творческого воображения;
- развитие ключевых компетенций.
Проектирование содержания элективных курсов
Содержание курса по выбору должно с одной стороны, соответствовать познавательным возможностям учеников, а с другой стороны, предоставляя ученику возможность приобретения опыта работы на уровне повышенных требований, развивать его учебную мотивацию.
Содержание курса может представлять собой:
- расширенный, углубленный вариант какого-то раздела базового учебного предмета («Механика», «Международные отношения», «Океаны» и т.д.);
- введение в одну из сопутствующих данному предмету наук, профессий (астрономия, археология, журналистика и т.д.);
- совокупность фрагментов из различных разделов одного или нескольких предметов, если курс ориентирован на определенный уровень обобщения (например, «Естествознание») или освоение определенного вида деятельности (например, «Эксперименты в физике, химии, биологии», «Работа с источниками информации»).
Можно условно выделить следующие типы элективных курсов .
I. Предметные курсы , задача которых - углубление и расширение знаний по предметам, входящих в базисный учебный школы.
В свою очередь, предметные элективные курсы можно разделить на несколько групп.
1) Элективные курсы повышенного уровня, направленные на углубление того или иного учебного предмета, имеющие как тематическое, так и временное согласование с этим учебным предметом. Выбор такого элективного курса позволит изучить выбранный предмет не на профильном, а на углубленном уровне. В этом случае все разделы углубляются курса более или менее равномерно.
2) Элективные курсы , в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса , входящие в обязательную программу данного предмета.
3) Элективные курсы , в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса , не входящие в обязательную программу данного предмета.
4) Прикладные элективные курсы , цель которых - знакомство учащихся с важнейшими путями и методами применения знаний на практике, развитие интереса учащихся к современной технике и производству.
5) Элективные курсы , посвященные изучению методов познания природы.
6) Элективные курсы , посвященные истории предмета, как входящего в учебный план школы (история физики, биологии, химии, географических открытий), так и не входящего в него (история астрономии, техники, религии и др.).
7) Элективные курсы , посвященные изучению методов решения задач (математических, физических, химических, биологических и т.д.), составлению и решению задач на основе физического, химического, биологического эксперимента.
II. Межпредметные элективные курсы , цель которых - интеграция знаний учащихся о природе и обществе.
III. Элективные курсы по предметам, не входящим в базисный учебный план.
Элективные курсы , хотя и различаются целями и содержанием, но во всех случаях они должны соответствовать запросам учащихся, которые их выбирают.
Можно выделить несколько подходов к созданию элективных курсов :
1. Фундаментальный подход предполагает разработку содержания курса в логике перехода от фундаментальных законов и теорий к частным закономерностям, направленного на углубленное изучение предмета, ориентированного, в первую очередь, на одаренных детей в данной предметной области, и непосредственно связанного с профильными предметами старшей школы.
2. Методологический подход в своей основе заключает научный метод познания, особенности которого демонстрируются на историко-научном материале. Главная цель изучения курса, основанного на данном подходе - знакомство с методом научного познания, овладение некоторыми исследовательскими умениями. Этот подход предполагает использование проектной технологии обучения, организацию лабораторно-практических занятий, занятий практикумов и т.п..
3. Универсальный подход характеризуется группировкой содержания вокруг ряда важнейших понятий, имеющих универсальное значение для науки. Данный подход предпочтителен для межпредметных курсов, которые рассматривают одну проблему, явление, понятие с разных сторон в свете разных наук. Для него - предпочтительными может стать использование технологий рефлексивного обучения, критического мышления, кейс- метода и т.д.
4. Прагматичный подход предполагает приобретение определенных знаний и умений, обеспечивающих базовый культурный уровень уч-ся и широко использующихся в дальнейшей жизни. Для него предпочтительными могут быть практические занятия, серии практикумов в конкретной профессиональной области.
5. Деятельностно-ценностный подход предполагает знакомство со способами деятельности, необходимыми для успешного освоения того или иного профиля. Существуют определенная взаимосвязь между рациональным отбором способов деятельности и форм организации учебного процесса с одной стороны и способностям и склонностями учащихся конкретного профиля с другой.
6. Компетентностный подход имеет много сторонников сегодня и, несомненно, что многие разработчики отдадут ему предпочтение при разработке курсов по выбору. Последовательность действий при этом будет следующая: определение значимых для учащихся данного возраста проблем – выделение необходимых умений для их разрешения – определение компетентностей, требуемых для решения данного типа задач, - отбор необходимого содержания - разработка методов обучения - разработка системы оценивания. Напомним, что компетентность трактуется в современных источниках как “общая способность решения задач, возникающих в реальных жизненных ситуациях, с использованием знаний, учебного и жизненного опыта, человеческих ценностей”. Ведущей компетентностью, которая формируется к концу основной школы является способность к созданию собственного продукта, выполненного представленного с ориентацией на другого человека.
Структурные элементы пояснительной записки элективных курсов профильной школы
Пояснительная записка элективных курсов профильной школы включает:
- аннотация, обоснование необходимости введения данного курса в школе;
- указание на место и роль курса в профильном обучении (важно показать, каково место курса в соотношении как с общеобразовательными, так и с базовыми профильными предметами: какие межпредметные связи реализуются при изучении элективных курсов , какие общеучебные и профильные умения и навыки при этом развиваются, каким образом создаются условия для активизации познавательного интереса учащихся, профессионального самоопределения);
- цель и задачи элективного курса (цель курса – для чего он изучается, какие потребности субъектов образовательного процесса удовлетворяет: учащихся, учителей, школьного сообщества, общества; задача курса – что необходимо для достижения целей ).
Элективные курсы должны быть направлены на решение следующих задач:
- способствовать самоопределению ученика и/или выбору дальнейшей профессиональной деятельности;
- создавать положительную мотивацию обучения на планируемом профиле;
- познакомить учащихся с ведущими для данного профиля видами деятельности;
- активизировать познавательную деятельность школьников;
- повысить информационную и коммуникативную компетентность учащихся.
- сроки реализации программы (продолжительность обучения, этапы);
- основные принципы отбора и структурирования материала;
- методы, формы обучения, режим занятий (результат изучения элективного курса – это ответ на вопрос: какие знания, умения, навыки, необходимые для построения индивидуальной образовательной программы в школе и успешной профессиональной карьеры по ее окончании, будут получены, какие виды деятельности будут освоены, какие ценности будут предложены для усвоения);
- предполагаемые результаты;
- инструментарий для оценивания результатов.
Учебно-тематический план включает:
- перечень разделов, тем;
- количество часов на изучение каждой темы;
- вид занятий.
Современные подходы к экспертизе программ элективных курсов
На сегодняшний день однозначно не отработана процедура утверждения элективных курсов .
I этап (на сегодняшний день определен) – внутренний, где их рассматривает методическое объединение учителей-предметников (научно-методический совет школы). Они вносят свое решение о соответствии программы существующим требованиям и уставу общеобразовательного учреждения, целесообразность их введения в учебный план (школьный компонент) и вынесения на внешнее рецензирование на утверждение педагогическим советом школы.
II этап (на сегодняшний день в разных регионах регламентирован отдельными распоряжениями). В некоторых регионах курсы по выбору проходят внешнюю экспертизу на уровне городского или районного комитета по образования с привлечением независимых рецензентов.
Вопросы для самоанализа разработчика курса по выбору.
На примере курса “исторические портреты”.
1. На каком содержательном материале?
- На материале всемирной истории, поскольку это курс изучается на протяжении 5-9 класса, содержит интересные сведения о деятелях различных эпох и стран.
2. Чем содержание курса будет качественно отличаться от базового курса …?
- многие личности лишь упомянуты, оценки деятельности и личных качеств нередко страдают односторонностью.
3. Какими учебными и вспомогательными материалами обеспечен?
4. Какими учебными и вспомогательными материалами обеспечен?В школьной библиотеке имеются сочинения Плутарха «Сравнительные жизнеописания…», есть пособие «История в лицах», имеется историческая энциклопедия для детей Аванта +…
5. Какие виды деятельности возможны …?
- Возможен анализ биографий исторических деятелей античной эпохи (по Плутарху);
- составление синхронистических таблиц «Современники»;
- составление типологических таблиц: «Полководцы», «Тираны», «Просветители», «Реформаторы», «Путешественники», «Женщины на престоле» и т.п.;
- устные сообщения учащихся с последующей дискуссией;
- написание эссе;
- составление хрестоматий (Например, «Деяния Грозного…» и т.п.);
- подготовка сценариев для слайд-фильма;
- составление карт (например, «Цезарь и его мир», «Путешествия Васко да Гамы» и т.п.;
6. Какие виды работ могут выполнить учащиеся?
- На выбор любые 3 из названных выше.
7. Какова доля самостоятельности ученика ?
- Учащиеся могут выбрать
- объект изучения (кого из исторических деятелей ин будет изучать),
- вид отчетных работ из предложенного перечня,
- литературу, по которой они будут готовить собственные работы.
8. Каковы критерии успешности ?
- Ученик получает зачет при условии:
- Выполнения не менее 3 обязательных работ, представленных в установленный срок, в предложенной учителем форме с соблюдением стандартных требований к их оформлению.
- Дополнительные баллы выставляются (за любое из названных дополнительных условий:
- Инициативно качественно выполненное задание помимо обязательных;
- Использование ИНТЕРНЕТ – технологии
- Инициативную публичную презентацию своей работы в школе или за ее пределами (конкурс, смотр, публикация и т.п.).
9. Каким образом в процессе работы будет фиксироваться динамика интереса?
- Анкетирование на первом и последнем занятии,
- Собеседование в процессе работы после выполнения каждого вида обязательных работ (т.е. не мене 3 раз за цикл обучения)
10. Какова форма итоговой отчетности?
11. Итоговая конференция с сопутствующей выставкой работ учащихся.
12. Примеры названий разных элективных курсов :
“Риторика”, “Математическая логика”, “Химия и жизнь”, “Узнай свои возможности”, “Психология лидера”, “Чем я хуже Эйнштейна или физика для меня”, “Имидж и профессиональная карьера”, “Компьютер – мой друг”, “Происхождение языков”, “Как питаются насекомые”, “В здоровом теле здоровый дух”, “История переворотов”, “Существуют ли лишние буквы в алфавите”; “Я русский бы выучил только за то…”.
На сайте http://ipkps.bsu.edu.ru/source/contest/patriot_Rosii/polozenie.asp представлены критерии оценки программ элективных курсов .
- Новизна и актуальность представляемых материалов.
- Педагогическая целесообразность отбора содержания, средств, методов и форм работы в данном направлении.
- Учет национально-региональных особенностей.
- Творческий подход к разрабатываемой теме.
- Результативность программ, реализуемых в данном образовательном учреждении.
- Возможность использования данных программ, проектов и методических материалов в образовательных учреждениях Российской Федерации.
- Педагогический инструментарий
Одним из важных шагов, предполагаемых экспертизой является рецензирование элективных курсов специалистами на разных уровнях. Одной из больших групп рецензентов становятся методисты по предметам и Научно-методических центров. Пример методических рекомендаций для методистов районных НМЦ по написанию рецензий на элективные курсы представлен в Приложении 1.
Экспертиза предполагает не только качественную (развернутую рецензию специалиста), но и количественную оценку. Таксономическая оценка качества программы элективных курсов представлена в Таблице 1.
Таблица 1.
Таксонометрическая таблица оценивания качества программы элективных курсов
№ |
Содержание |
0 |
1 |
2 |
3 |
примечание |
1 |
Степень новизны для учащихся |
|||||
2 |
Мотивирующий потенциал программы |
|||||
3 |
Развивающий потенциал программы |
|||||
4 |
Реализация принципа учета возрастных особенностей и индивидуальных возможностей учащихся |
|||||
5 |
Наличие здоровьесберегающих характеристик |
|||||
6 |
Полнота содержания |
|||||
7 |
Связанность и систематичность изложенного материала |
|||||
8 |
Адекватность методов обучения типу курсов |
|||||
9 |
Степень контролируемости |
|||||
10 |
Реалистичность с точки зрения используемых ресурсов |
|||||
11 |
Наличие в структуре программы необходимых разделов |
|||||
12 |
Наличие краткой аннотации элективного курса |
Технология проведения экспертизы и оценивания качества программы элективных курсов включает в себя следующие шаги:
1-й шаг – осуществление оценки качества каждого параметра по бальной шкале.
2-й шаг – определение обобщенной оценки качества программы элективных курсов путем суммирования экспертных оценок по отдельным измеряемым параметрам.
3-й шаг – отнесение экспертами измеряемой программы к одному из 3 уровней.
4-й шаг – перевод обобщенной количественной оценки в процентный показатель отношение реальной суммы баллов к их максимально возможному значению.
№ |
Таксономический уровень |
Количественная бальная шкала |
Сумма баллов по параметрам 1-12 |
Степень проявления качества |
1 |
Высокий |
2-3 |
30-42 (от 71%) |
Высокая степень проявления качества по объектам оценивания и измеряемым параметрам |
2 |
Средний |
2-3 |
20-29 (от 47%) |
Хорошая степень проявления качества |
3 |
низкий |
0-1-2 |
0-19 (до 46 %) |
Низкая степень проявления качества |
Приложение 1.
Методические рекомендации для методистов районных НМЦ по написанию рецензий на элективные курсы
Разработано Крыловой О.Н. доцентом кафедры педагогики
РГПУ им. А.И. Герцена к.п.н.
Для описания темы (названия) элективного курса могут использоваться такие выражения, как: данный курс озаглавлен, носит заглавие, называется; посвящен теме, проблеме, вопросу; курс представляет собой; рассматривается (что?), говорится (о чем?), дается оценка, анализ (чего?), обобщается (что?), представлена точка зрения (на что?).
Для определения основных проблем рецензируемого элективного курса могут быть использованы такие лексические средства как: автор ставит, затрагивает, освещает (следующие проблемы), останавливается на следующих проблемах, касается следующих вопросов, особо останавливается (на чем?), сущность проблемы сводится (к чему?), дается обобщение, научно обоснованное описание, затронут вопрос (о чем?)
Выражения типа, автор приводит пример того, как …, для характеристики своих позиций автор приводит цитату из…; факты, цифры, данные, иллюстрирующие это положение, автор приводит, иллюстрирует…, могут быть использованы для описания иллюстрации автором какой-либо информации.
Для формулирования заключения, выводов прибегают к таким выражениям: автор приходит к выводу, заключению; делает вывод, заключение; подводит итог; в итоге можно прийти к выводу; в заключении можно сказать, что..; сущность вышеизложенного сводится к следующему; можно сделать заключение, что; в целом (в основном) следует, что..; из этих данных следует, что; на основе этого мы убеждаемся в том, что..; обобщая сказанное..; из этого следует, что…
Для описания оценки работы используют выражения согласия, несогласия и критики. Выражения согласия – одобрять, соглашаться, разделять точку зрения, подтверждать, признавать достоинства, придерживаться подобного же мнения, рекомендовать. Выражения критики и несогласия:
- Отмечать недостатки, упрекать (в небрежности, в неточности), вскрывать недостатки, критиковать, возражать, оспаривать, расходиться во взглядах (с кем?), опровергать, пренебрегать, игнорировать, упускать из виду;
- Автор не раскрывает содержание (чего?), противоречит, упускает из виду, необоснованно утверждает, критически относится, ставит невыполнимую задачу, не подтверждает выводы фактами, непонятно что; дискуссионно, что; сомнительно, что; выдвинуть, привести, иметь возражения, отказаться от своих убеждений.
Критерии оценки программы элективного курса , которые следует отразить в рецензии методиста.
- Степень новизны для учащихся. Программа включает материал, не содержащийся в базовых программах.
- Мотивирующий потенциал программы. Программа имеет содержание, вызывающее интерес у учащихся.
- Развивающий потенциал программы. Содержание программы способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников, предполагает широкое использование методов активного обучения.
- Полнота и завершенность содержательных линий программы в соответствии с поставленными целями.
- Связность и систематичность изложенного материала. Содержание построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается предыдущими или знаниями базовых курсов; между частными и общими знаниями прослеживаются связи
- Методы обучения. Программа основывается преимущественно на методах активного обучения (проектных, исследовательских, игровых и т.д.)
- Степень контролируемости. В программе конкретно определены ожидаемые результаты обучения и методы проверки их достижимости.
- Реалистичность с точки зрения ресурсов. Программа реалистична с точки зрения использования учебно-методических и материально-технических средств, кадровых возможностей школы.
- Формальная структура программы. Наличие в программе необходимых разделов: пояснительной записки (с обязательным целеполаганием), основного (тематического) содержания, ожидаемых результатов обучения, списка литературы.
Приложение 1А
Рекомендации по экспертизе программ курсов по выбору
(по материалам Академии повышения квалификации и ПРО г. Москва)
Требования к программам курсов по выбору
- По соответствию положению концепции профильного и предпрофильного обучения. Программа позволяет учащимся осуществить пробы, оценить свои потребности и возможности и сделать обоснованный выбор профиля обучения в старшей школе.
- По степени новизны для учащихся. Программа включает новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах.
- По мотивирующему потенциалу программы, программа содержит знания, вызывающие познавательный интерес учащихся и представляющие ценность для определения ими профиля обучения в старшей школе.
- По полноте содержания Программа содержит все знания, необходимые для достижения запланированных в ней целей подготовки.
- По научности содержания. В программу включены прогрессивные, научные знания и наиболее ценный опыт практической деятельности человека.
- По инвариантности содержания. Включенный в программу материал может применяться для различных групп (категорий) школьников, что достигается обобщенностью включенных в нее знаний; их отбором в соответствии с общими для всех учащихся задачами предпрофильной подготовки, а также модульным принципом построения программы.
- По степени обобщенности содержания. Степень обобщенности включенных в программу знаний соответствует поставленным в ней целям обучения и развития мышления школьников
- По практической направленности курса. Программа позволяет осуществить эвристические пробы и сформировать практическую деятельность школьников в изучаемой области знаний
- По связности и систематичности учебного материала. Развертывание содержания знаний в программе структурировано таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается предыдущими, а между частными и общими знаниями прослеживаются связи.
- По соответствию способа развертывания учебного материла стоящим в программе задачам. Способ развертывания содержания учебного материала соответствует стоящим в программе целям обучения: формирования теоретического или эмпирического мышления обучающихся и определяется объективным уровнем развития научных знаний.
- По выбору методов обучения. Программа дает возможность проведения эвристических проб, что обеспечивается ее содержанием и использованием в преподавании активных методов обучения.
-
По степени контролируемости. Программа обладает достаточной для проведения контроля:
- операциональностью и иерархичностью описания включенных в нее знаний,
- конкретностью определения результатов подготовки по каждой из ведущих тем или по программе в целом.
- По чувствительности к возможным сбоям. Программа дает возможность установить степень достижения промежуточных и итоговых результатов и выявить сбой в прохождении программы в любой момент процесса обучения.
- По реалистичности с точки зрения ресурсов. Материал программы распределен во времени с учетом его достаточности для качественного изучения знаний и получения запланированных результатов; устранения возможных при прохождении программы сбоев; использования наиболее эффективных (активных) методов обучения.
- По эффективности затрат времени на реализацию учебного курса. Программой определена такая последовательность изучения знаний, которая является наиболее « коротким путем» в достижении целей. Это последовательность, при которой на восстановление забытых или уже утраченных знании не нужно будет тратить много времени; изучение новых знаний будет опираться на недавно пройденный и легко восстанавливающиеся в памяти учебный материал.